Человек и природа в философии Возрождения

Европейская философия, вступая в эпоху Нового времени, уже имела длительную историю, множество теорий и концепций, десятки систем и несколько философских мировоззрений. Среди мыслителей Нового времени одни смотрели на мир ещё по-средневековому, другие вернулись к античному мировоззрению, третьи сформировали новую установку по отношению к миру. Но эта установка не вела к созданию нового мировоззрения, не давала нового решения старых проблем: там, где античность говорила "да", а средневековье — "нет" (или наоборот), новая философия предпочитала не отвечать вовсе. Редкая в прежние эпохи и характерная для новой философии установка воздержания от однозначных ответов привела к тому, что хотя метафизика и не исчезла совсем, но сформировалась мощная тенденция отказа от метафизики в силу того, что её задачи не могут получить научного решения.

Из установки воздержания вытекало ещё одно характерное для нового типа мышления явление: стремление к разграничению проблем. Разграничиваются сферы опыта и умозрения; вопросы, на которые можно отвечать точно, отделяют от тех, на которые дать точные ответы невозможно. Спор шёл о том, где пролегает эта граница и можно ли философу переходить её, но считалось общепризнанным фактом, что граница, разделяющая науку и метафизику, существует. Точное определение науки, отделённой от метафизики, стало важнейшей задачей философии Нового времени. И ещё одну исходную установку сформировала эта философия: убеждённость в активной природе человеческого разума. Она подчеркивала, что познание не есть пассивный процесс, что разум разрешает проблемы в согласии не только с природой вещей, но и со своей собственной природой. Это в значительной степени способствовало отделению теории мышления от теории бытия, науки от метафизики.

Новая философия по основным проблемам противостояла средневековой философии. Она хотела быть посюсторонней, утверждая, что существует только один мир и только им должна заниматься философия, тогда как средневековая философия была насквозь трансцендентной и утверждала, что вне преходящего, земного мира существует иной — вечный и божественный мир, а земной мир есть лишь его отражение. Средневековая философия ориентировалась на конструирование систем, новая философия — на исследование фактов.

Своими истоками философия Нового времени уходит в XV в., когда начала формироваться новая картина мира, появились элементы иной социальной, религиозной, художественной и нравственной культуры, а мыслители прониклись стремлением к созданию новой, противостоящей средневековой, философии и были убеждены, что действительно создают её. На самом деле XVв. не был для философии переломным: если говорить о зародышах новых философских идей, то они появились раньше, а если об их зрелой форме, то позднее (зачатки новых идей можно обнаружить у оккамистов в X^., а зрелую форму эти идеи обретают лишь в ХVIIв.).

Даже по убеждению своих ведущих представителей философия XV-XVI вв. была лишь относительно новою: новою по отношению к средневековой схоластике, а не к античной философии. Они считали себя не столько творцами, сколько реставраторами философии, что объясняется как их преклонением перед античностью, так и использованием её авторитета для обоснования своих взглядов. Поэтому новую философию они понимали как возрождение античной, а всю историю философии — как последовательное развитие от античности к современности, но с одним большим перерывом в тысячу лет — средневековьем. Эта концепция несостоятельна, ибо она слишком резко противопоставляет Новое время средневековью и слишком сильно сближает его с античностью.

Первые философы эпохи Возрождения действительно были радикально критичны по отношению к схоластике и демонстративно подчеркивали свою связь с античной философией, но постепенно новая метафизика стала всё более походить на средневековую, чем на античную, и в конце концов сформировалась установка воздержания, которая была не античной и не средневековой по происхождению, а совершенно оригинальной, порождённой духом Нового времени.

Поскольку временные рамки эпохи Нового времени являются предметом многолетних дискуссий (введённое в научный оборот понятие "новейшая история" также дискуссионно и хронологически весьма подвижно), мы в чисто дидактических целях различаем историю новой философии (термин, широко использовавшийся историками философии в начале ХХв.), включающую в себя и эпоху Возрождения, а в целом хронологически охватывающую ХУв. — первую треть XIX в. и историю новейшей философии. Начало последней можно датировать 1830г., когда увидел свет первый том "Курса позитивной философии" Огюста Конта, а в 1831г. умер Гегель, смертью которого завершилась история новой философии.

1. Общекультурная характеристика эпохи Возрождения

В истории европейской культуры этот период называют Ренессансом, или Возрождением, потому что, находясь на рубеже двух больших эпох, он был светской реакцией на многовековую устремлённость умов к потусторонним целям. Это время характеризуется созданием особой культуры, типичным выражением которой была и философия Возрождения. Но не только философия и не в первую очередь философия. В политике переход от средних веков к Новому времени связывается с событиями большого значения: в 1453г. турки взяли Константинополь; в 1480г. Россия освободилась от татаро-монгольского ига, в 1492г. после взятия Гренады Испания освободилась от арабов. XVв. — это время Медичи во Флоренции, но севернее Альп культурно-политические отношения оставались средневековыми, а в Англии вплоть до 1485г. длилась война Белой и Алой Роз. Лишь в XVte. новые формы жизни укореняются в Европе, наступает период великолепия папского Рима и величия габсбургских кесарей; это время Генриха IV во Франции и Елизаветы в Англии, время наивысшей мощи и заката Испании.

Величайшее событие, именуемое Реформацией, произошло в истории христианства: в 1415г. сожжён на костре Ян Гус; в 1478г. введена инквизиция, в 1498г. сожжён на костре Савонарола; в 1517г. Мартин Лютер провозгласил знаменитые виттенбергские тезисы, а в 1522г. был издан его перевод Библии на немецкий язык; в 1531г. возникла англиканская церковь; в 1541г. Жан Кальвин устраивает протестантскую республику в Женеве и там же в 1556г. был сожжён на костре ученый Сервет; в 1572г. произошла Варфоломеевская ночь; в 1598г. Нантским эдиктом во Франции иноверцам гарантирована свобода исповедания; в 1600г. в Риме сожжен на костре Дж. Бруно. Но XVв. — это не только время Реформации, но и время Жанны д'Арк (1429г.), время "Подражаний Христу" Фомы Кемпийского — одного из величайших произведений христианской литературы (1441г.), а XVI в. — это время возникновения ордена иезуитов (1540г.) и Тридентского собора (1545г.).

Искусство в эпоху Возрождения явно доминировало, оттесняя на второй план остальные области культуры, включая и философию. Это было время преимущественно итальянского Ренессанса: Боттичелли и Донателло, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Севернее Альп в ХУв. еще доминирует средневековое искусство, строятся готические соборы и когда в ХУ1в. здесь готика начинает уступать свои позиции, итальянцы уже переходят от классики к новому стилю — барокко (например, Тинторетто в живописи). Литература этого периода представлена, с одной стороны, откровенным натурализмом Франсуа Рабле, а с другой — утончённой поэзией Ронсара. На этот период приходятся и величайшие географические открытия: в 1492г. открыта Америка, в 1498г. открыт путь в Индию, в 1521г. завоёвана Мексика и совершено первое кругосветное путешествие.

Примерно 1450г. датируется изобретение книгопечатания; в 1471г. построена первая в Европе обсерватория, в 1582г. введён грегорианский календарь; еще раньше (1540г.) Сервет открыл кровообращение. В 1543г. произошло величайшее научное событие эпохи, когда достоянием учёных стала книга Н. Коперника "Об обращениях небесных кругов". Большой вклад в развитие филологии внесли гуманист Эразм Роттердамский, латинист Лоренцо Валла, эллинист Г. Буде. Несмотря на полноту сохранившихся первоисточников (благодаря книгопечатанию), понятийная неразработанность и поэтическая туманность учений этого периода делают спорными проблемы их интерпретации — например, отношение к пантеизму у Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Отличительной особенностью возрожденческой философии была ее полемичность, связанная со стремлением порвать с недавним прошлым в лице схоластической философии. При огульном осуждении схоластики не принималось во внимание, что поздняя схоластика предлагала совсем несхоластические идеи: мыслители Х1У в. стремились завуалировать свой отход от средневековых традиций, тогда как XV в. специально акцентировал на этом внимание, афишируя как преодоление схоластики идеи, сформулированные самой схоластической философией в X^. В результате мыслители эпохи Возрождения, борясь со схоластической традицией и считая схоластическое знание ненужным балластом, не могли от этой традиции избавиться, продолжая мыслить в рамках схоластических категорий. Считая античных философов своими союзниками, они фактически были ближе своими взглядами не античности, а средневековью.

Мыслители Возрождения стремились во всех областях жизнедеятельности проводить принцип свободы — как реакцию против жёсткой регламентации, характерной для христианского средневековья: в религии это привело к реформационным движениям, в политике — к идее свободы наций и индивидов. Именно в это время стали частыми конфликты между личными убеждениями отдельных философов и ученых, с одной стороны, и требованиями церкви или государства — с другой. Не средние века, а эпоху Возрождения следует считать эпохой "мучеников науки": Бруно сожжён на костре, Галилей вынужден отречься от своих взглядов, Кампанелла 27 лет провёл в тюрьме.

Научная истина приобретает личностный характер. Авторитеты утрачивают своё прежнее значение, поскольку, ссылаясь на античных философов, видят в них не высшую инстанцию, а своих союзников. Нормируется индивидуальный писательский стиль и новые внешние формы философии: большая простота мысли — как реакция против схоластической изощренности; большая естественность мысли как реакция против схематизма схоластической философии; большая реальность мышления как реакция против априорных спекуляций схоластики. В целом — это время стремления к знанию, имеющему практическое значение для улучшения жизни: не знание для знания, а знание как сила, средство познания природы и господства над нею. Хотя результатом попыток быстро и легко подчинить природу было более активное, чем в средние века, распространение "тайного знания" — магии, алхимии, астрологии.

Философия Возрождения не могла полностью стать независимой от религии, а возникшие антихристианские движения активизировали защитные функции христианства. Реформация же активизировала религиозно-философские интересы, сделав актуальными многие, забытые в средние века, дискуссии и проблемы, связанные теперь с противостоянием католицизма и протестантизма. Протестанты были сторонниками недоверия к разуму, примата воли и убеждённости в неограниченной свободе воли Бога. Католики исходили из доверия к разуму и убеждённости в рациональности мира. Протестантская теология стремилась "растворить" в себе философию, католицизм выступал за сохранение её относительной автономии. Католики ориентировались на Ф. Аквинского, протестанты — на В. Оккама и других номиналистов.

В качестве предвестников философии Возрождения можно назвать двух мыслителей, живших на пороге эпохи, — Николая Кузанского и Леонардо да Винчи. Николай Кузанский (1401-1464) родился в местечке Кузы на Мозеле, где еще господствовала схоластика, но большую часть жизни провел в качестве епископа, а затем кардинала в Италии. Был сторонником средневекового неоплатонизма, но на его основе дал выражение новому способу мышления. Кузанский провозглашал совершенство мира, исходя из концепции божественной эманации, постулируя одновременно иррациональность и индивидуальность бытия: разум не в состоянии постичь божественное бытие, поскольку Бог, из которого всё исходит и в котором всё содержится, есть "совпадение противоположностей".

Новым был взгляд Кузанского и на познание, которое он считал ограниченным, но последовательно прогрессирующим: философия скорее делает явным наше незнание, чем добывает новое знание. При этом он обращает внимание на активную роль разума, пользующегося в процессе познания исходными принципами, образцом чего может служить математика как самая точная наука. Гносеологические идеи Кузанского опередили его эпоху, но в целом его взгляды на природу, его индивидуализм и антирационализм были типичны для возрожденческой философии.

Леонардо да Винчи (1452-1529) был сторонником иного — более научного и эмпирического — отношения к природе: гениальный художник подходил к исследованию природы научнее, чем профессиональные естествоиспытатели его времени. Образцом для него был Архимед, а не популярные в эпоху Возрождения алхимики и астрологи, которых он называл "шарлатанами и безумцами". Своими подходами Леонардо возродил дух оккамистов, но восприняты учеными они были только в XVII в., а при жизни Леонардо да Винчи доминирующей оказалась метафизически-поэтическая установка. Культ природы, характерный для Возрождения, выразился в метафизике природы и лишь в XVIte. возникла наука о природе.

2. Философские ориентации эпохи Возрождения

Выступая против схоластики, возрожденческие мыслители обвиняли её в том, что она: а) интересовалась, в основном, религиозными проблемами, а потому пренебрегала земными, практическими интересами человека и общества; б) догматически подходила к поиску истины; в) искала её на путях абстрактного мышления, вне живого и непосредственного контакта с действительностью. Философию Возрождения можно определить как антитеоцентризм, антидогматизм и антирационализм, хотя два последних мотива проявились уже в период поздней схоластики.

Однако критические мотивы дополняются в философии Возрождения и мотивами позитивными, связанными с проблемами исследования природы и человека. Не желая пользоваться догмами, она либо ищет методы познания, либо, если не находит их, отрицает саму возможность познания. Не доверяя разуму, она стремится основать знание либо на опыте, либо на иррациональном отношении души к бытию, становясь соответственно либо эмпирической, либо мистической.

Итак, основными мотивами философии Возрождения были: философия природы, философия человека, методологические поиски, эмпиризм и мистицизм. Все учения того времени носили на себе "печать" Возрождения, даже если не были, подобно скептицизму или мистицизму, его исключительным достоянием. Скептицизм, бывший в эпоху Возрождения "специализацией" французов, вырос не из теории, а из жизни, любви к ней, а не её отрицания. Мистицизм распространялся, в основном, в Германии, где была жива традиция Мейстера Экхарта, и отличался тем, что интересовался проблемами не только Бога и души, но и природы: средневековые мистики искали Бога в собственной душе, мистики Возрождения искали его в природе, что соответствовало общей установке эпохи. Правда, возрожденческий мистицизм не дал принципиально новых идей по сравнению с мистицизмом средневековья, а возрожденческий скептицизм не выдвинул новых аргументов по сравнению с античным скептицизмом.

Наиболее самостоятельными и типичными для философии Возрождения были: а) философия природы, представленная, прежде всего, Дж. Бруно; б) методология естествознания, разработанная Ф. Бэконом; в) гуманизм, бывший продуктом всей философии Возрождения; г) натуралистическая теория культуры, разработанная применительно к религии Г. Чербери, а в области государства и права — Г. Гроцием. Перемены в умах и настроениях, характерные для Возрождения, привели сначала к негативным результатам для философии. Если средневековье в философии видело своё наиболее полное выражение, то культура Возрождения полнее выразилась в естествознании, искусстве и политической деятельности. Философия при этом не имела ни своего Микельанжело, ни своего Макиавелли или Коперника. Собственное творчество у философов Возрождения, поглощенных борьбою со схоластикой и ограниченных культом античности, отошло на второй план.

Порвав со старыми традициями, Возрождение не стремилось создавать новые: проблемами Бога оно уже не хотело заниматься, а проблемами природы еще не умело. Оно фактически не возродило античную философию, а лишь подготовило почву для её расцвета в Новое время (благодаря поиску и изданию работ античных авторов, частичному освобождению от понятийного балласта схоластики, приданию исследованиям более конкретного характера). В целом, к заслугам философии Возрождения нельзя отнести (несмотря на общераспространённое мнение) ни ориентацию исследований на природу, ни выдвижение методологических и гносеологических проблем, ни придание им критического характера. Всё это было начато еще в период позднего средневековья и если Возрождение имеет заслуги, то в плане не инициирования, а распространения этой проблематики. И в области философской терминологии мыслители Возрождения были мало оригинальны, пользуясь, в основном, заимствованиями из багажа предшественников. Понятийный аппарат философии Нового времени начал укореняться лишь в XVII-e., хотя латынь к этому времени уже перестала быть единственным языком философии.

3. Мишель Монтень и гуманизм Возрождения

Если гуманисты-филологи возрождали литературу и философию, то гуманисты-психологи интересовались, в первую очередь, самим человеком. Первые результаты их наблюдений были скептическими, что блестяще продемонстрировано Мишелем Монтенем (1533-1592) — выдающимся мыслителем Франции. Сын богатого купца из Бордо, юрист по образованию, Монтень занимал высокие посты в администрации, был председателем местного парламента, а затем — бургомистром г. Бордо. Много путешествовал по странам Европы, знакомясь с нравами и обычаями разных народов. Результатами его наблюдений стали изданные в 1580г. "Опыты", дополняемые им с каждым переизданием. Источник "0пытов" — реальная жизнь, но инспирированы они, несмотря на оригинальность стиля Монтеня и неприятие им каких-либо теоретических конструкций, античными авторами — прежде всего, античными скептиками (в частности, Секстом Эмпириком).

Взгляды Мишеля Монтеня

Скептицизм

Для философской позиции Монтеня характерно его нейтральное отношение к проблемам, более всего интересующим философов: существование Бога, независимость души от тела, свобода воли и т.п. Его интересуют непосредственные факты человеческой жизни, признаваемые всеми, независимо от их философских позиций. Другой характерной чертой философского кредо Монтеня был принципиальный отказ от общих теорий, познавательную ценность которых он отрицал: можно описывать конкретные нравы конкретных людей и обществ, но это вовсе не означает, что возможно постижение их природы в общих формулах.

Именно поэтому его выводы были скептическими, хотя это скептицизм особого рода, возникший не из теории, а из жизни, не из неприятия мира и познания, а из любви к ним. И даже не столько из недоверия к теоретическим рассуждениям, сколько из явного предпочтения им реальной жизни. Философия Монтеня содержала ровно столько скептицизма, сколько необходимо для того, чтобы уйти от неразрешимых вопросов, избежать фанатизма и жить в покое. Его скептицизм как метод близок декартовскому, но у Декарта он — метод достижения истины, а у Монтеня — метод руководства собственной жизнью.

Искусство жизни

Аксиома скептической философии Монтеня такова: наслаждаться жизнью — благо, а потому следует любить жизнь и заботиться о ней. Культ жизни был у Монтеня сильнее скептицизма, который служил этому культу, показывая относительность и субъективность жизненных ценностей. Сама по себе жизнь не добра и не зла, будучи лишь их вместилищем в зависимости от нашего к ней отношения. Задача разумной философии в том, чтобы учить человека находить в жизни наслаждение, то есть философия должна быть "искусством жизни". Монтень возродил такое понимание философии, в свое время хорошо известное античности, но затем отброшенное христианской философией средневековья.

Самое важное в искусстве жизни — это независимость. Независимость от собственных страстей, превращающих нас в своих рабов. Независимость от общества, которое чаще всего препятствует благой и приятной жизни. Независимость от привязанностей (даже таких естественных, как привязанность к семье и родине), если они делают нас несвободными. Нужно быть независимым и от смерти: долго и много размышляя о ней, Монтень в конце концов пришел к выводу, что размышления о смерти делают приятной жизнь, ибо мгновения обретают новую ценность, когда осознаёшь, что они могут быть последними. И все же лучше размышлять о жизни, а скорее -наслаждаться ею, ибо она и есть единственная реальность.

Натурализм

Особенность философии Монтеня — в его интересе к человеку, а не к природе, хотя при этом он человека понимает как часть природы. Его гуманизм был натуралистическим: человек не выше, но и не ниже других существ, и только "великая и всемогущая мать-природа" может научить человека искусству жизни — прежде всего, умеренности. В то же время только некоторые свойства человека природны по происхождению, а остальные есть продукт цивилизации и образуют его приобретённую сущность, часто искажающую и заслоняющую естественную сущность человека. Возникают искусственные наслаждения и страдания, а если человек возвращается к своей естественной природе, то не только лишается некоторых удовольствий, но и избавляется от многих страданий

Рационализм

Монтень исходил из того, что каждый человек отличается не только от всех остальных, но и от самого себя, ибо постоянно сам изменяется. Но индивидуалистическое понимание мира и человека дополняется у философа убеждённостью в том, что люди, несмотря на все различия и изменчивость, обладают одной и той же природой, одинаковыми природными инстинктами. А потому жизнь людей подчинена определённым законам, которые понимаются Монтенем как отражение скорее привычек и обычаев, чем некой неизменной и абсолютной справедливости. Так было и так будет всегда и не следует связывать слишком больших надежд с реализацией в будущем каких-то идеальных законов. Из этого Монтень делает практический вывод: не нужно будоражить мир новыми идеями, достаточно руководствоваться в поведении принципами консерватизма и толерантности. Иначе говоря, не существует идей, ради которых можно жертвовать своей жизнью либо жизнью других, ибо идеи вообще мало существенны по сравнению с самой жизнью.

Несмотря на скептическую установку, Монтень считал критерием истины разум, являясь в этом плане своеобразным предшественником Декарта и всего рационализма Нового времени. При этом рационализм наиболее чётко проявляется в его практической философии: в эстетике он отождествляет красоту с истиною, а в политике — благо с социальным порядком и законностью. Эти подходы были противоположны средневековым концепциям ничтожности и бренности человека и посюстороннего мира в целом.

Своеобразие взглядов Монтеня можно свести к следующему: а) предпочтение наблюдения и здравого рассудка понятийным спекуляциям, характерным для философской традиции средневековья; б) гуманизм, то есть ориентация интересов только на земные и человеческие проблемы; в) практическое понимание задач философии, призванной быть искусством жизни; г) эпикуреизм, вытекающий из трактовки приятной жизни как единственного блага; д) скептицизм как воздержание от неопределённых, а потому бесполезных теоретических споров; е) натурализм, согласно которому природа-это образец для человека и его искусства жизни; ж) рационализм в определении разума как критерия истины; з) релятивизм при оценке как конкретных истин, так и законов общежития; и) консерватизм и толерантность практической философии.

Монтень уже при жизни пользовался известностью и славой, а потому стремление подражать и следовать ему вполне объяснимо. Литературная форма его "Опытов" сразу получила признание и уже Ф. Бэкон воспользовался ею при создании своих "эссе". Воздействовал на мыслителей Монтень и в содержательном плане: так, Пьер Шаррон (1541-1603), разделяя взгляды Монтеня, придал им в своем сочинении "О мудрости" (1601г.) систематически-схоластическую форму, пытаясь при этом согласовать скептическую философию с христианством. В XVIte. мотивы скептического гуманизма Монтеня развивал Ларошфуко (1613-1680), беспощадно бичевавший человеческие пороки в своей книге афоризмов "Максимы" (1665г.). Его взгляд на человеческую природу пессимистичен: человек слаб, суетен, эгоистичен, расчётлив, подвержен страстям и порокам, которые "входят в состав добродетелей как яды — в состав лекарств"; человек господствует над прошлым и будущим, но настоящее господствует над ним. Общий вывод Ларошфуко неутешителен: человек ничтожен, а его судьба случайна и рационально необъяснима. "Максимы" Ларошфуко имели определенное морально-воспитательное значение, порывая с необоснованным оптимизмом и верой в разумность человека. В XVIIte. ведущим представителем скептического гуманизма, ставшего неотъемлемой частью французской интеллектуальной традиции, был Франсуа Вольтер (1694-1778).

4. Джордано Бруно и философия природы

Философия природы, занявшая в эпоху Возрождения место теологической философии средневековья, выступала, в основном, как метафизика природы, будучи результатом скорее метафизического полёта, чем точного мышления. Её родина — Италия и расцвет её продолжался весь XVI век.

Можно говорить о трёх источниках возрожденческой философии природы: а) концепции античных мыслителей; б) средневековая традиция; в) новое естествознание. При этом античные учения использовали все, исключая скептицизм, вообще не интересовавшийся философией природы, и эпикуреизм, механистическая концепция которого была чужда самому духу философии Возрождения. Из средневековой традиции возрожденческие мыслители, отбрасывая ортодоксальную схоластику, заимствовали мистические и пантеистические идеи из учений Аверроэса и Авиценны, Эригены и Экхарта. Ведущим посредником между средневековьем и новой философией природы был Николай Кузанский. Религиозно окрашенная средневековая традиция частично сохранилась в возрожденческой философии природы по той причине, что последняя претендовала через познание природы познать и Бога. Из нового естествознания существенными для философии природы были астрономические открытия Н. Коперника, приведшие к парадоксальной с обыденной естественной установки ума картине мира. Эту картину мира нужно было осмыслить в философских понятиях, что и делали такие мыслители, как Дж. Бруно.

Сформулируем две основные разновидности возрожденческой философии природы:

а) практически-магическую, ориентированную на господство над природою;
б) чисто теоретическую, интересующуюся только познанием природы.

Представителем магической, оккультной философии природы был Парацельс (1493-1541) (настоящее имя — Теофраст Гогенгейм) -врач по профессии и чудотворец по призванию. Он исходил из виталистской идеи о том, что каждое существо обладает особым жизненным началом, познание которого позволяет воздействовать на природу и изменять её. А поскольку в природе всё взаимозависимо, то воздействуя на одну вещь, можно изменять все остальные. Метод достижения магических целей был у Парацельса чисто эмпирическим, ибо знание о путях воздействия на вещи невозможно дедуцировать, абстрагируясь от опыта.

Теоретическая разновидность философии природы представлена была двумя концепциями — материалистической и пантеистической. Первую разрабатывал Бернардино Телезио (15071588) — один из влиятельнейших философов итальянского Возрождения. Он, следуя стоикам, понимал дух как тонкую и подвижную материю, текущую по нервной системе. Однако материалистической концепции в её чистом виде не разделял даже сам Телезио и более типичной для итальянского Возрождения можно считать пантеистическую концепцию природы, выдающимся представителем которой был Джордано Бруно (1548-1600). Родом неаполитанец (как и Телезио), Бруно, поступив в доминиканский монастырь, познакомился с античной и средневековой философией, а благодаря работам Телезио и с учением Коперника. Обвиняемый в ереси, он после двадцати лет скитаний по Европе и дискуссий в университетах Женевы, Парижа, Оксфорда, Марбурга, Виттенберга, Цюриха вернулся в Италию и в 1592г. предстал в Венеции перед судом инквизиции. В оправдание вменяемого ему в вину учения о множестве солнечных систем и бесконечности мира Бруно ссылался на теорию двойственной истины. Отрекшись от своих взглядов, он семь лет провел в темнице, но, представ перед судом, снова подтвердил их и был сожжён на костре в Риме в 1600г.

Важнейшие труды Бруно: "О причине, начале и едином", 1584; "О бесконечности, вселенной и мирах", 1584; "О героическом энтузиазме", 1585. Работы написаны на итальянском языке в форме диалогов, хотя у Бруно есть произведения на латинском языке в форме трактатов: "О тенях идей", 1582; "О монаде, числе и фигуре", 1591; "О безмерном и бесчисленном", 1591. Своими предшественниками Бруно называл стоиков, неоплатоников, Аверроэса и Авиценну, хотя определяющее влияние оказала на него новая наука в лице Коперника.

Взгляды Дж. Бруно

Бесконечность вселенной

Хотя сам Коперник считал мир конечным, Бруно из его учения сделал вывод о бесконечности вселенной, что требовало от него разрыва с господствовавшей в это время космологией Аристотеля, с её идеей конечности мира. Бесконечную вселенную невозможно постичь с помощью обычных человеческих понятий, поскольку они сформированы по образцу конечных вещей. С точки зрения бесконечности исчезает различие между большим и меньшим, точка не отличается от тела, а центр — от окружности: центр вселенной везде, а точнее — его нет нигде, а потому утрачивает смысл и традиционное противопоставление земли и неба с его различными сферами, ибо вселенная однородна во всех своих частях. В перспективе бесконечности изменяется и взгляд на человека, его место в мире, его отношение к другим существам: человек сравним одновременно и с наименьшим, и с наибольшим во вселенной, поскольку различие между ними утрачивает основание и смысл.

Единство мира

Земная и небесная материя однородны и составляют единое целое, называемое вселенной. Единство частей мира обеспечивается силой притяжения, которую Бруно считал духовной — по типу симпатии. Будучи единой, вселенная складывается, однако, из множества самодостаточных единиц -монад. Монада — это метафизический минимум вселенной, подобно тому, как точка есть математический минимум пространства, а атом -физический минимум вещества. Будучи неповторимой по форме, каждая монада есть часть и образ единой вселенной и каждая одарена жизнью. Мир — это не машина, не механизм, а система живых сил. А все живое — свободно и, значит, во вселенной царит свобода. Практический вывод из идеи свободы как атрибута вселенной таков: никто не имеет права навязывать другим любые ограничения -материальные, духовные и, прежде всего, недопустимо религиозное принуждение.

Гармония мира

Гармоничность — это третья, наряду со свободой и бесконечностью, характеристика вселенной. Идея гармонии была типична для эпохи Возрождения, когда возродился характерный для пифагорейцев и Платона дух преклонения перед красотой мира. Мир гармоничен, ибо совершенен, а совершенен потому, что он есть образ Бога. Хотя каждый индивид в отдельности несовершенен, но совершенство мира как целого должно служить утешением для несовершенного человека, подобно тому, как вечность мира должна вознаграждать индивидуальную смертность человека.

Итак, Дж. Бруно понимал природу:

а) инфинитистски — как бесконечную;
б) монистически — как однородную и целостную;
в) динамически — как совокупность живых сил — монад;
г) теософски — как образ и откровение Бога;
д) оптимистически — как совершенное, гармоническое и прекрасное творение.

Взгляды Бруно оказали большое влияние на формирование пантеизма Спинозы и монадологии Лейбница. Мировоззрение Бруно однотипно стоическому, но обогащено рядом оригинальных идей (прежде всего, идея бесконечности мира) и изложено в стилистически не превзойденной последующими мыслителями форме. Философия природы Дж. Бруно, несмотря на неточность используемых им понятий и метафизический полёт фантазии, имела огромное научное значение, способствуя устранению традиционной аристотелевской метафизики природы с её плюрализмом и иерархией сфер и формированию характерного для нового естествознания целостного понимания природы.

Литература

1.    Мишель Монтень.Опыты. Избранное. — М.: Мир книги, 2006.
2.    Джордано Бруно. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. — Минск: Харвест, 1999.
3.    Франсуа де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. Авторский сборник. — М.: АСТ, Фолио, 2003.
4.    Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1979.
5.    Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. — М.: Азбука — классика, 2006.

С благодарностью к автору: Марк Григорьевич Штракс Кафедра философии Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический Университет), Учебно-методическое пособие по курсу «Философия»

МОСКВА 2007

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).