Биоэтические проблемы в контексте «Живой этики» Н.К. Рериха

Учитывая круг охватываемых проблем и динамику развития биоэтического знания, уже сегодня мы можем отметить, что она претендует на статус «глобальной этики». Но для нашей страны это направление исследований является новым и недостаточно разработанным в теоретико-методологическом плане. В этой связи определенный интерес представляют труды нашего соотечественника Н.К. Рериха, связанные с его учением о «Живой Этике», или «Агни Йоге». Идеи и мысли Рериха также способствуют осмыслению возникновения биоэтики как культурно-исторического феномена.

Н.К. Рерих уловил и блестяще выразил глубинно назревшую, но еще плохо ощущаемую тенденцию смены парадигм, жестко диктуемую общей катастрофической экологической ситуацией. Конечно, никто ныне не отрицает значения этих проблем. Но подавляющее большинство видит в них проблемы экологии природы. Рерих же в начале XX века увидел более фундаментальный уровень эко-проблемы — проблему изменения природы, человека и человечества в целом и особенно — ученых, творческих личностей, ответственных за судьбы мира, судьбы жизни на Земле.

«Агни Йога» — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает, как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний, и внутренний мир были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны, и действенны по своей сути, Учение под названием «Живая Этика» противостоит многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название «огненной йоги», которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил «сознания и сердца». Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действий.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения «Агни Йоги», — это, прежде всего, космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь, лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

«Живая Этика» является также натурфилософским учением, озадаченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, а как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

Философия «Живой Этики» как система возникла в XX веке и может быть осмыслена и оценена лишь в неразрывной связи с его культурно-историческим фоном. Создатель нового учения Н.К. Рерих внес свою лепту в формирование нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества. Рерих шире, чем современная наука, трактовал такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия, и рассматривал Мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. «Живая Этика» содержит информацию о взаимодействии этих структур и влиянии такого взаимодействия на Космическую эволюцию.

Именно закономерностям Космической эволюции, в которой смыкались «все линии» человеческого существования, и посвящена «Живая Этика». Идеи «Живой Этики» не являются отвлеченными и абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, они имеют огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению.

«Живая Этика» рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия «Духа» и «Материи» и энергетики этого взаимодействия. Такой методологический подход дает возможность выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи [1]. Нарушение равновесия между Культурой и Цивилизацией, Духом и Материей человеческого бытия привело к острому кризису человеческое сообщество XX века. Материя, по ряду причин, заняла господствующее положение, выразив себя в техногенной, бездуховной цивилизации, использующей мощные технические средства вне зависимости от каких-либо нравственных установлений. В учении «Живой Этики» поставлена проблема Культуры как средства спасения Планеты от грядущих гибельных катаклизмов.

Автор учения убедительно демонстрирует, что деятельность человечества завела его в тупик, чреватый гибельными энергетическими взрывами. Выход из него видится в сближении Духа и Материи человеческого бытия, в одухотворении этой материи и в последующем синтезе [2]. Одним из основополагающих постулатов нового мышления и его мировоззрения является идея о том, что исторический процесс есть естественное, космическое явление, причина которого во многом не зависит от деятельности самого человека. Но вместе с тем энергетика этого процесса предоставляет человеческому сообществу воспользоваться этой возможностью. Грамотное использование их на благо человечества зависит от тех знаний, которые содержатся в пространстве нового Космического мышления, и, прежде всего, по мнению автора, в «Живой Этике».

Саморазрушение рода человеческого при разрушении им природы так очевидно в наши дни, что часто кажется исторически предопределенным, фатальным. Но Рерих не принимал этой фатальности. Не беспочвенной мечтой — реальной перспективой видится ему превращение планеты в сад будущего: «если посадка каждого дерева заключает в себе мысль о будущем, то мысль об оживлении целых пространств есть настоящее устремление к светлому будущему. Познание, оживление, процветание — всегда будут неотложным заданием человечества» («Сад будущего», 1935 год) [3].

Все идет к тому, что свершится возвращение одумавшегося блудного сына — человечества — к отчему дому, к первоистокам природы. Провидцы, пророки воскрешения природного естества в человеке, такие, как Вернадский, Швейцер, Пришвин, Рерих станут грядущим поколениям куда более близкими, понятными, созвучными, чем своим современникам и даже нам, отдаленным от них полувековым временным пространством и уже осторожно вводящим в научный обиход понятия: «экология культуры», «ноосфера», «Живая Этика», биоэтика.

И еще один непременный спутник будет сопровождать наше возвращение к естеству: новейшее знание, восходящее к высоким абстракциям и высоким технологиям, все ближе будет соприкасаться и соединяться с живым знанием — многовековым народным опытом. Рационализм, господствующий в науке, по крайней мере, последние три столетия, обычно относится к этому опыту с недоверием, а то и с пренебрежением [4].

В равнении под одно, в стандартизации умов и душ, нарастающей в XX веке от десятилетия к десятилетию и принявшей особо опасные размеры после великой информационной революции, значительных успехов кибернетики и электроники — во всем этом уже на заре открытий, преобразивших к нашим дням лицо планетарной цивилизации, предчувствовал Рерих великую опасность для духовности человечества. Опасность эта таится в союзе невежества и новейших достижений науки. Такой союз может совершить любое насилие над естеством жизни. Причем гораздо более губительное, чем можно ожидать от самой тоталитарной, самой тиранической власти: «Это чудовище гнездится в более многочисленных ущельях, нежели предполагается. Самая опасная жестокость, как ужасная форма невежества, живет не в каких-то судах или около тронов и кафедр, нет, она притаилась в очагах семейной и общественной жизни [5].

Теперь неосторожное, недальновидное приведение в действие мощных сил и энергий в масштабах всей Земли и околоземного космоса может губительно сказаться на судьбе планетарной жизни. И если для людей во все века важно было осознавать и беречь свое духовное родство с окрестной средой, то ныне с неменьшей остротой обозначилась его духовная связь с природой, простирающейся за околицей планеты, «связь человеческого духа с космическими явлениями. Человечество должно и дерзать и преуспевать, но причины и следствия, прежде всего» («Каменный дождь») [6].

Не просто накопление сведений, но расширение миросозерцания и устремление к наивысшему ведет людей из бездны быта. Все это — и высокое, и безбрежное, и неисчислимое — удержит человечество от постыдных отрицаний и приведет к высокому созданию благоволения» («Свет опознанный», 1935 год) [7].

Нравственно-психологические качества человека рассматриваются в Учении Рериха как разновидности энергий различной тонкости и качества. Этические принципы «Агни Йоги», вытекающие из ее онтологии, пронизывают все сферы Бытия. Главный постулат большинства этических систем мира — «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе» — охватывает в Учении не только область поступков, но и распространяется на мышление. Повторен и научно обоснован древний завет Зороастра: «Добрая мысль, доброе слово, доброе дело». Считая мысли первопричиной поступков, Учение указывает на недопустимость разрыва между мыслью и действием, внешним и внутренним. Рассматривая ноосферу как всеобщее достояние людей, оно, в соответствии с основами восточной эзотерики, утверждает ответственность человека за мышление как верховный нравственный закон [8].

Этическая философия Учения сцементирована прочной верой в конечную победу добра над злом. Подобная мысль требует расшифровки. Понимая зло как отражение несовершества самого человека и видя невозможность его искоренения в течение длительного времени, «Агни Йога» призывает людей, исповедующих идеалы добра, к единственно правильному отношению к его диалектической противоположности: воспринимать зло как необходимый трамплин на эволюционном пути восхождения к свету.

На следующих эволюционных ступенях зло как сила, противоположная добру, утратит характер сознательного противостояния и станет инерцией, сопротивлением материи. На новый качественный уровень перейдет и добро, став творческим светом, который, словно солнце, одинаково светит для всех — более совершенных и менее совершенных. Подобное отношение и знание эволюционно-этических законов, согласно Рериху, помогает человеку обрести терпимость по отношению ко всем людям, в чьем внутреннем мире зло переплетено с добром. Поэтому высшим мерилом, которое смогло бы определить границы между добром и злом в каждом конкретном случае, является не какой-либо абстрактный принцип или формула добра, а человеческое сердце (при его открытости или пробужденности). Совершенствование добра связано с раскрытием потенциала сердца, которое, сохраняя субъективную окраску добра, побуждения, оценки или действия, развивает в человеке способность к объективному качеству добра или справедливости [9].

Прежде всего, следует оговориться, что под сердцем в «Агни Йоге» понимается не столько физический орган, сколько эмоционально-духовный центр, средоточие внутренней жизни человека. Такое почтительное отношение Учения к сердцу опирается на могучее силовое поле традиции. И христианство, и буддизм, и индуизм, и суфизм с разных сторон и по-разному освещали важнейшую роль сердца в духовной жизни человека. Поистине неисчислимо количество упоминаний о сердце и обращений к нему в литературе. Буддизм говорил о сердце как о вратах освобождения от действия колеса сансары, а индуизм видел в сердце орган божественной любви. Но «Агни Йога» не просто продолжает заключенное в религиях прошлого восприятие сердца как чисто эмоционального органа, но выдвигает на первый план его новое значение: ведь многие условия жизни на планете по сравнению с временами раннего буддизма или раннего христианства значительно изменились.

Сердце считается здесь центром нравственных переживаний, одаряющим человека либо ощущением внутренней чистоты и безупречности, либо наполняющим угрызениями совести. Такой подход к срединному эмоционально-духовному центру возник в «Агни Йоге» не на пустом месте, а опирается на богатейшие духовные традиции различных религий и учений Востока и Запада. В индийской традиции — это бхакти-йога, почитание Кришны, вишнуизм, в Китае — это даосский культ сердца, на Ближнем Востоке — это суфийский кодекс сердца как средоточия бытия. Но основной традицией, на которую в своем отношении к сердцу опиралась «Живая Этика», была раннехристианская святоотечественная духовная традиция. Синтезируя восточные и западные подходы к сердцу, автор Учения обращал особое внимание на неразрывность сознания и сердца, что имело особое значение в наш век, когда под влиянием двух факторов цивилизации — повышенного рационализма и повышенного невротизма — сознание и сердце разошлись друг от друга очень далеко. Сердечный центр в Учении уподобляется крыльям или воздушному шару на своих тончайших, подобных легкому газу, эманациях уносящих дух в пылающие сферы Огненного Мира — истинной духовной родины человека [10].

Согласно учению Рериха, в процессе эволюции жизни на нашей планете возрастает роль психических энергий, овладение которыми приведет к нравственному преобразованию природы [11].

Принципиальная новизна подхода «Живой Этики», по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия, но и за собственные мысли.

Психическая энергия считается в Учении наилучшим эволюционным достижением человека, имеющим огромное значение для его будущего. Грядущее планеты не может состояться без овладения большинством людей основами психической энергии. Согласно Рериху, подобное овладение имеет значение не только для индивидуального роста отдельных людей, но и для судеб всей земной цивилизации в целом.

Вот такими видел взаимоотношения человека и природы Н.К. Рерих. Он говорил не просто о познании мира с помощью моделей, формул, законов. Его дума о духовном освоении и преображении и Космоса, и Земли, и самого Человека.

Примечания

1.    Рерих Н.К. Живая этика. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 9.
2.    Рерих Н.К. Культура и цивилизация. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Би-сан-Оазис», 1994. — С. 50.
3.    Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан-Оазис», 1994. — С. 67.
4.    Там же. — С. 7.
5.    Там же. — С. 23.
6.    Там же. — С. 92.
7.    Рерих Н.К. Пути благословения.— М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 104.
8.    Там же.- С. 427.
9.    Рерих Н.К. Живая этика. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. — С. 102.
10.    Рерих Н.К. Человек и природа. — М.: Межд. Центр Рерихов: Фирма «Бисан-Оазис», 1994. — С. 77.
11.    Рерих Н.К. Держава Света. — Нью-Йорк, 1931. — С. 43.

С благодарностью к автору: И.Х. Мальбахова

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).