Экологическое сознание и культура как цель и результат экологического образования

В западной интеллектуальной традиции утвердился взгляд на образование как на процесс и результат обретения человеком своего образа в пространстве культуры. С точки зрения современной философии образование — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного кругозора, а также процесса воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.

В нормативно-правовых документах образование трактуется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней -цензов [4].

Современная отечественная педагогическая наука рассматривает по меньшей мере четыре аспекта содержательной трактовки образования:

а) образование как ценность государственная, общественная и личностная;

б) образование как система — взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной направленности образования;

в) образование как процесс, предполагающий качественные изменения личности обучающегося, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре;

г) образование как результат, фиксирующий уровень присвоения личностью ценностей, которые реализуют процесс образования.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В границах современного образования развиваются различные его подсистемы. Осознание тесной связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды обусловило необходимость выделения такого компонента в содержании образования, как экологическое образование.

Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы в 1970 году. Под этим термином предлагалось понимать целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, умения взаимодействовать в системе «человек-об-щество-природа», ценностных ориентаций и норм поведения (социальноценного опыта) в области культурного природопользования и охраны окружающей среды. Процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, а также последствия ее изменения также входят в понятие «экологическое образование».

В результате творческих поисков ученых и педагогов-практиков появились альтернативные модели экологического образования: однопредметные, многопредметные, смешанные.

В зарубежной практике сложилось пять направлений образования людей в области окружающей среды

Первое направление — глубинная экология, которая утверждает, что человек — это неотъемлемая часть всего живого, и поэтому он не более ценен, чем все другие виды жизни.

Второе направление — биология сохранения, возникшая в среде биологов, наблюдавших быстрое вымирание видов в результате интенсивной антропогенной деятельности.

Третье направление — биорегионализм — концентрируется на непосредственном природном и культурном окружении, на богатстве и ограниченности каждого конкретного места.

Экофеминизм — четвертое направление образования в области окружающей среды — уподобляет жизненные проявления Земли процессам в организме женщины. Основной принцип таков: Земля, как и женщина, является продолжательницей рода человеческого.

Пятое направление — социально критический анализ — вскрывает важный, объективно существующий пробел в мировоззрении людей, большинство из которых (к нему относятся даже некоторые экологи) принимает существующий социально-экономический строй как данность, не видя в нем причину, которая порождает экологические проблемы.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конец XX столетия характеризовался и тем, что экологическое образование стало рассматриваться в качестве фактора, обеспечивающего экологическую безопасность общества. Это обусловило необходимость разработки соответствующей правовой базы.

Как известно, основным законом Российской Федерации является Конституция. Ее отдельные статьи позволяют судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты, о заботе государства о своих гражданах [5]. Глубоким и содержательным можно считать закон, касающийся экологии страны, — Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды [4]. Целый раздел в Законе посвящен экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям.

И все же, несмотря на интенсивную разработку теории экологического образования и усиление внимания к практике экологического обучения и воспитания, в работах социологов, психологов, педагогов, экологов (Т.И. Абрамов, И.Д. Зверев, В.Л. Нечаев, Н.Ф. Реймерс и др.) констатировались тревожное состояние экологической культуры подрастающего поколения, низкая эффективность самой системы экологического образования.

Особой проблемой современного экологического образования является экологизация инженерной подготовки специалистов.
Качество образования Мы считаем, что в основу теоретической конструкции содержания экологического образования должны быть положены следующие принципы:

— внутреннего единства и целостности;

Качество содержания образования

— взаимной уравновешенности, пропорциональности и гармонии элементов содержания;

Качество образовательного процесса

— единства расчлененности и целого;

— достаточной основы, обеспечивающей достижение поставленных целей;

— преемственности и последовательности.

Указанные принципы позволяют рассматривать содержание экологического образования как целевое и смысловое единство. В этом единстве система реализуется через опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов — знаний; опыт продуктивной деятельности — в форме способов ее осуществления (умения и навыки); опыт творческой деятельности, — в форме проблемных задач; опыт нравственно-мировоззренческих ценностей — в виде идеалов, убеждений, взглядов, принципов.

Наши исследования показали, что содержание экологического образования в технических вузах на данном этапе не отражает всех глобальных проблем экологического цикла. Еще раз подтверждается факт, что в настоящее время нет единой концепции, которая определяла бы социальноэкологические ориентиры будущего специалиста в зависимости от его специализации. Для ее построения необходимо в первую очередь введение критериев качества экологической подготовки студента технического вуза, которые могут являться определяющими в формировании готовности к решению экологических задач в процессе профессиональной деятельности (знание, отношение, деятельность). Также разработка единой концепции нуждается в методике формирования экологического сознания и экологической культуры как результатов экологического образования.

Экологическое мировоззрение определяется как целостная система, объединяющая знания о месте человечества в природе и значении природных факторов и систем в его социально-экономическом развитии, личном благополучии каждого из людей; содержательный взгляд на мир, научно обоснованные убеждения относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественнополитических отношений, обусловливающих активную природоохранную жизненную позицию человека.

Изложенное позволяет рассматривать экологическое мышление, мировоззрение, экологическую ответственность и убежденность не только в качестве компонентов более сложной категории — экологической культуры личности, — но и как результат освоения экологического содержания образования.

В современной теории и практике экологического образования культурологический подход выступает в качестве одной из методологических основ.

Исследуя образование как социокультурный феномен, его наделяют следующими социокультурными функциями.

1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

2. Образование есть практика социализации человека и преемственности поколений.

3. Образование является механизмом формирования общественной духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

4. Образование — процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

5. Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

7. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среди подходов, формирующих нынешнюю ситуацию в сфере оценки качества экологической подготовки обучающихся, можно зафиксировать три наиболее существенных.

Первый подход условно можно назвать чисто теоретическим. Он характеризуется поиском решения проблемы оценки качества путем теоретикометодологических исследований. При этом вопрос — как использовать накопленный научный потенциал для оценки экологической подготовки обучающихся в повседневном учебном процессе, остается открытым.

Второй подход можно назвать практическим. Его представители обычно идут по пути создания средств оценки экологической подготовки обучающихся, не задаваясь вопросами о том, что же они получают в результате и обеспечивается ли верная интерпретация полученных результатов. Как правило, практики говорят о качественных знаниях в тех случаях, когда реализуемый уровень достижений близок по их субъективным суждениям к планируемому, и они легко отторгают любые теоретические построения.

Представителей третьего направления, к сожалению, меньше всего. Их малочисленность далеко не случайна, поскольку они идут хотя и по самому верному, но вовсе не самому легкому пути: соединения теоретико-методологических исследований проблемы качества экологической подготовки с разработкой методики его непосредственной оценки. Конечно, главная трудность здесь связана не с разработкой инструментария оценки качества экологической подготовки обучаемых, а с выделением самого предмета измерения вместе с сопутствующей системой показателей для оценки.

И все же ведущая роль в оценке качества экологического образования определяется, на наш взгляд, все большим взаимодействием образования с культурой.

Как нам представляется, при определении качества экологического образовании следует учитывать три основных вектора:

— качество содержания экологического образования (качество образованности личности);

— качество образовательных технологий (методов и форм обучения и воспитания);

— качество образовательных результатов.

К этим векторам могут добавляться и другие. В итоге качество экологического образования предстает как многокомпонентная система. В ней можно выделить несколько структурных элементов (рис. 1).

И все же высшая ценность экологического образования и его иерархически высшая цель — формирование менталитета личности и социума. Менталитет есть квинтэссенция экологической культуры. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека.

Сложность адекватной оценки ментальных приобретений личности, не говоря уже об оценке ментальных параметров социума, вполне очевидна. По этой причине говорить о непосредственных способах контроля и оценки столь глобальных результатов экологического образования, по-видимому, пока не приходится. Тем не менее оставлять без внимания именно этот уровень оценки социальной отдачи образовательной сферы тоже нельзя. В связи с этим речь должна идти о разработке междисциплинарных критериев опосредованной, косвенной, пролонгированной (мониторинговой) оценки ментальных параметров по их проявлениям в конкретных ситуациях.

Для оценивания качества экологического образования необходимо, чтобы его структура была представлена следующими компонентами:

— знаниями личности (когнитивный компонент);

— умениями и навыками (операциональный компонент);

— опытом творческой деятельности (креативный компонент);

— личностными смыслами, ценностными отношениями (мотивационноориентационный компонент).

Именно эти компоненты, на наш взгляд, и отражают качественную характеристику содержания экологического образования.

Качественной оценке должны подвергаться и кадровые условия (В.Н. Абросимов). Основной целью любого педагогического коллектива является не только обучение, но и воспитание студентов, овладевающих системой общечеловеческих ценностей, обладающих чувством ответственности за результаты своего труда. Практика показывает, что достижение такой цели возможно только при определенных требованиях к качеству педагогических кадров.

В.И. Горовая [3] считает, что система требований к личности вузовского педагога может быть представлена следующими параметрами.

1. Система знаний и интересов личности, образующих ее кругозор и эрудицию.

2. Система убеждений, составляющих мировоззренческий уровень культуры личности.

3. Система умений и развитых на их основе способностей, образующих уровень практической деятельности.

4. Система индивидуальных норм поведения и освоения методов деятельности, составляющих уровень реализации социального поведения личности.

5. Система социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры.

6. Система потребностей к анализу, самоанализу и самосовершенствованию.

На основе анализа литературных источников и систематизации представленных в них данных мы приводим показатели такой продуктивности и индикаторы ее оценки в табл. 1.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базовым содержанием комплексной системы управления качеством является совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление и поддержание необходимого уровня качества. Управление качеством при этом рассматривается в разрезе жизненного цикла управляемого объекта с учетом принципов общей теории управления.

Для использования в образовательной практике наиболее приемлемым, на наш взгляд, является определение

В.Я. Белобрагина: управление качеством — целенаправленный, скоординированный процесс воздействия на предметы, орудия и средства труда, системы и комплексные системы, коллектив и отдельных работников, обес-
печивающий достижение высшего общественного качества и относительной его устойчивости [1].

Управление качеством экологического образования можно квалифицировать как особое управление, организованное и направленное на достижение заранее спрогнозированных (с возможной степенью точности) результатов. Причем речь в таком случае идет о наивысших, возможных для конкретного обучающегося оптимальных результатах. В современных условиях широкое распространение получили так называемое целевое управление и управление по результатам.

Целевое управление отличается:

— высокой активностью, поскольку, когда известна цель, есть возможность действовать в опережающем режиме;

— вероятностью ориентации управления на требования завтрашнего дня, ибо цели, актуальные сегодня, не будут актуальными ко времени окончания студентами образовательного учреждения;

— объединяющими, связывающими свойствами, поскольку сама цель выступает интегратором, системообразующим фактором;

— экономичностью, поскольку отсекается все то, что не работает на результат;

— ориентацией на конкретную цель, поскольку малейшие недостатки в ее реализации воспринимаются как проблема и весь анализ приобретает проблемно-ориентированный характер. Именно в такой ситуации имеет место и одновременная ориентация анализа на процесс, так как в поиске причин отсутствия результата выявляются ошибки в процессе;

— упрощенностью контроля, так как есть четко заданные параметры контроля (цели, критерии, стандарты и пр.).

Совершенно очевидно, что система управления качеством экологического образования должна разрабатываться с учетом требований общества. Есть множество признаков того, что не только падает спрос на неквалифицированную или малоквалифицированную рабочую силу, но и растут требования к квалифицированным специалистам.

При оценке эффективности системы образования и всех ее компонентов в условиях самостоятельности, предоставленной каждому субъекту образовательной деятельности, становятся актуальными вопросы формирования технического, организационно-функционального и информационного обеспечения мониторинга качества образования и такого его аспекта, как итоговые результаты обучения.

Литература

1. Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе. М., 1976.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

3. В.И. Горовая. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. М., Ставрополь, 2002.

4. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ). М, 1996.

5. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1997.

С благодарностью к автору: О.А. Линенко, Северо-Кавказский государственный технический университет

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).