Проблемы духовности и нравственности в формировании экологического сознания

Идея сохранения природы, ее воспроизводства возникла достаточно давно — еще в Средние века. Но практическая ее реализация началась лишь в ХХ веке, когда человечество оказалось на грани глобальной экологической катастрофы. Человечество предстало перед выбором: либо сменить свой менталитет потребительского отношения к природе на менталитет партнерства, либо погибнуть. Отсюда вытекает практическая значимость не только экологического образования и воспитания, но и формирования экологического сознания, новой, ориентированной на природу нравственности людей.

Дисциплина «Экология » является обязательной для всех высших учебных заведений. Обусловлено это тем, что современная экология представляет собой комплексную науку, решающую чрезвычайно широкий спектр практических и теоретических задач, актуальнейших на современном этапе развития человечества. По емкому определению одного из крупнейших современных экологов Юджина Одума, «экология — это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».

Можно выделить следующие основные цели и задачи изучаемой дисциплины:

  • общеобразовательные: усвоение основных закономерностей взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой, понимание причин возникновения нарушений динамического равновесия экосистемных связей и их последствий, экологических проблем современности;
  • воспитательные: формирование и развитие экологического сознания, воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, единства экологического сознания и поведения, гармоничного с природой;
  • практические: соблюдение моральных и правовых принципов природопользования, умение прогнозировать развитие экологических проблем и находить пути их решения, оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения их воздействия на окружающую среду и экологическую безопасность всех живых организмов, в том числе и человека.

Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является их реализация на принципах нравственности и духовности, соблюдения этических по отношению к природным объектам, природы в целом.

Говоря о духовности и нравственности необходимо раскрыть смысл этих понятий.

Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. По определению Ожегова С.И, дух — это сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, начало, определяющее поведение, действия [4]. Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Они возникли в трех языках. Слово «этика» от греческого ethos — нрав, обычай, «мораль» — от латинского mores, что означает то же, что и в греческом ethos и «нравственность» — от русского нрав. В ІУ веке до н.э. Аристотель термином ethos обозначил добродетели человека, проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность.

В середине прошлого столетия в психологии стала формироваться новая научная отрасль — экологическая психология — наука о влиянии окружающей среды, ее факторов на психику человека, наука о психологии экологического сознания. Философской основой психологии экологического сознания стало развитие понимания того, что прогрессирующий экологический кризис не возможно преодолеть без господствующего типа массового экологического сознания, являющегося его «психологической базой» [3].

Экологическое сознание в широком смысле слова представляет собой сферу общественного и социального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Дерябо С.Д. и Ясвин В.А. [1,2,5], рассматривая экологическое сознание в социогенетическом и онтогенетическом аспектах, выделяют следующие основные параметры, характеризующие его в целом: психологическая включенность (или противопоставленность ) человека в мир природы; субъектность (или объектность ) восприятия природных объектов и явлений; непрагматический (или прагматический) характер взаимодействия с природой. Авторами выделяется следующие этапы формирования современного экологического сознания: архаическая эпоха, эпоха античности, Средневековье, Новое время. Краткая характеристика приводится ниже.

Архаическое экологическое сознание характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, наделением в той или иной форме субъектностью объектов и явлений окружающего мира, а также неразделенностью прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

В архаическом сознании человек понимался как часть великого природного организма. Вопрос взаимоотношений с окружающей природой был вопросом физического выживания человеческого рода. Образ жизни не позволял ни встать над ней, ни игнорировать её. Атрибуция (от лат. atributum – приданное – наделение каким-либо качеством, свойством) субъектности существовало в разных формах на разных этапах эволюции архаического сознания. В архаической эпохе Дерябо С.Д. [1] выделяет пять этапов развития субъектного восприятия природных объектов.

На первом этапе первобытная община практически не отличается от стада высокоорганизованных животных и просто занимает свойственную ей экологическую нишу. В это время ни о какой атрибуции субъектности еще нет и речи.

На втором этапе уже появляется субъектификация, но в особой форме, порождаемой не отдельной личностью, а родом. И в основе перенесения на природный объект человеческих качеств, уподобление его человеку, т.е. антропопатизма, лежит его неразделенность с природой. Каждый объект мира является сосредоточением демонической энергии, которая может быть благоприятной или вредной для человека. Отсюда целая система ритуалов, направленных на минимизацию действия «злой» и повышения действия «доброй» демонической силы.

На третьем этапе, когда человек научился отличать «идею вещи» от самой вещи, ведущей формой атрибуции субъектности становится анимизм.

Анимизм — это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов и явлений особой отделимой от них субстанции (духа, души), способной активно и самостоятельно действовать. В анимических концепциях духи живут в природных объектах и явлениях, но не отождествляются с ними. Они могут жить и после гибели объекта, вызывать разные природные явления, милуя или наказывая человека в зависимости от его поведения в природе.

Постепенно анимистические представления приобретают все более абстрактный и обобщенный характер – мир духов перерастает в мир богов. В это время боги равны природе в ее проявлениях ; природа и есть сами боги, их воплощение, их персонификации. То есть, на четвертом этапе ведущей формой атрибуции субъектности становится персонификация.

Персонификация, или олицетворение — это система представлений о мире, в которой объект является воплощением какого -то человеческого свойства, представителем определенного типа человеческого характера, абстрактных понятий, идей. Египетские, греческие, римские боги являются персонификациями тех или иных абстрактных понятий и идей. Осирис или Деметра — персонификация земного плодородия, Марс или Арес — войны, Гефест — ремесленного искусства и т.д.

И наконец, на пятом этапе ведущей формой атрибуции субъектности становится антропоморфизм.

Антропоморфизм — система представлений о мире, в основе которой лежит признание наличия телесного и психического подобия, сходства между человеком и другими объектами и явлениями (животными, растениями, живой природой, небесными телами, мифологическими и божественными существами и т.п.); наделение объектов и явлений мира человеческими свойствами, уподобление человеку, т.е. все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии.

В эпоху античности в экологическом сознании произошло его первое качественное изменение: психологическая включенность в мир природы сменилась психологической противопоставленностью. Началось научное осмысление природы, она стала объектом изучения, что стало предпосылкой её объектного восприятия и, тем не менее, характерной чертой античного экологического сознания является, что оно ближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Это связано с тем, что мифологическое мышление в эпоху античности не исчезает полностью, а переплетается с научно -логическим. И природа для античного человека не только материальная, но и духовная ценность. Поэтому взаимодействию с миром природы свойственен не только прогматический, но и непрогматический характер.

Дерябо С.Д. [1] отмечает, что античная эпоха, закрепив психологическую отчужденность человека и мира природы и, в определенном смысле, подготовив их определенную противопоставленность в последующие века, стала первым качественным этапом в формировании современного экологического сознания.

Начало следующего этапа в формировании современного экологического сознания связано с появлением монотеистических религий. Для средневекового сознания, идеологическим стержнем которого было христианство, характерна жесткая иерархизированная картина мира. Система представлений в христианстве строится на основе иерархии «Бог – человек – природа». То есть для средневекового экологического сознания характерна абсолютная психологическая противопоставленность человека и природы.

В христианстве Бог поднимается на абсолютную высоту: все есть Бог, ничто не может быть вне Бога и не по воле Бога. Человек тоже поднимается в мировой иерархии. Но поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально меняет характер восприятия природных объектов – оно становится абсолютно объектным. Утверждается прагматический характер взаимодействия с природой.

Говоря о христианстве, необходимо отметить, что определенные христианские течения отличаются особенным этическим характером отношения к природе. Так, старообрядцами природа воспринимается как светлое очистительное начало. Уничтожение всего естественного, природного рассматривается как тяжкий грех.

И современному христианскому духовенству совсем небезразличны экологические проблемы: читаются церковные проповеди, печатаются соответствующие публикации в духовной литературе, освящаются различные акции общественных экологических организаций, принимается участие в экологических форумах. В современных христианских проповедях подчеркивается, что растения и животные обладают автономным правом на жизнь, собственным значением перед Богом-творцом, независимо от того, приносят они пользу человеку или нет. Показательно, что Всемирный совет церквей (300 церквей из 130 стран) в 1991 году стал инициатором Всеобщей Декларации обязательств человека по отношению к природе.

Закрепив абсолютно объектное восприятие природы, Средневековье явилось вторым качественным этапом формирования современного экологического сознания [1].

Важнейшую роль в формировании экологического сознания Нового времени сыграла картезианство, возникшее в ХVII веке и ставшее одной из философских основ современной цивилизации. Его исходным пунктом стало представление о человеке-субъекте и о мире-объекте, которым человек управляет.

В культуре классицизма господствующей в ХVII-ХVIII веках природа отодвигается на периферию мира. Она может быть прекрасна, если «облагорожена » человеком-творцом. В экологическом сознании Нового времени психологическая противопоставленность человека и природы достигла максимальной степени. Картезианство утверждало абсолютную ценность человеческого разума, субъективности в целом, а поскольку внечеловеческая природа ими не обладает, ее ценность несоизмеримо ниже. В результате, в экологическом сознании Нового времени объективность восприятия природы также достигла максимальной степени. Конечную цель знания картезианство видело в господстве человека над силами природы, природа должна служить человеку, а « человек – царь природы». И, как следствие, в экологическом сознании Нового времени взаимодействие с природой носит абсолютно прагматический характер.

Абсолютизировав прагматический характер взаимодействия с природой, Новое время стало третьим качественным этапом формирования современного экологического сознания.

Историческое развитие «западного мировоззрения» привело к господству «парадигмы человеческой исключительности ». Для нее характерны: антропоморфизм, антиэкологизм и социальный оптимизм и базирующееся на ней экологическое сознание может быть в целом названо антропоцентрическим [1]. Его признаки и структурные компоненты, представлены в таблице 1.

Современный антропоцентрический тип экологического сознания Дерябо С.Д. характеризует как систему представлений о мире, для которой характерны:

1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности;
2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека;
3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ним.

Как видим, для антропоцентрического экологического сознания характерно противопоставление природы и человека, высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих прагматических потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Понимание того, что для преодоления экологического кризиса, необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания, новая система взаимоотношений человека с природой привело к возникновению так называемой «новой инвайронментальной парадигмы». Базирующееся на ней экологическое сознание названо экоцентрическим. Его основные признаки и структурные компоненты представлены в таблице 1.

Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

То есть, для экоцентрического экологического сознания характерно наделение объектов и явлений природы субъективными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия и распространения на мир природы этических норм и правил.

Экологическое сознание, экологическое представление, сформированные в процессе жизнедеятельности человека становятся в последующем тем фундаментом, на основе которого вырабатываются основные направления в решении экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой.

Как уже указывалось, в формировании экоцентрического экологического сознания важное, а можно сказать основополагающее, значение имеет субъективное восприятие мира природы.

Современная форма субъектного восприятия природных объектов субъектификация – принципиально отличается от атрибуции субъектности, свойственной архаическому сознанию.

Субъектификация — это процесс наделения природных объектов и явлений функциями субъекта, после чего они начинают восприниматься как субъекты, т.е. это процесс наделения природных объектов человеческими качествами, свойствами, уподобления их человеку.

От анимистических концепций она отличается тем, что никак не связана с представлениями о наличии потустороннего мира духов: субъектно воспринимается сам природный объект, а не некий дух, живущий в нем.

При персонификации природный объект – это, скорее всего, не столько природный объект, сколько воплощение кого -либо человеческого качества абстрактного понятия идеи. А при субъектификации природный объект является самим собой, а не «воплощением чего-либо».

Наиболее близок к субъектификации антропоморфизм. Антроморфическая картина мира строится на представлениях о том, что природным объектом присущи человеческие свойства, качества, что природные объекты могут думать, чувствовать точно также как и люди, они, практически, превращаются в «людей в другом обличии». Принципиальное отличие антропоморфизма от субъектификации заключается в том, что субъектные свойства мыслятся как имеющиеся у природных объектов в действительности, а при последней человек отдает всегда себе отчет в том, что природные объекты не обладают этими свойствами, но тем не менее, продолжают воспринимать их как субъектов. В силу этого становится возможным общение с природой, отдельными ее объектами. Например, разговаривать с кошкой, растениями, цветами. Субъектификация является наиболее мощным средством формирования субъектного восприятия природы, что в свою очередь, является мощным средством построения системы отношений к природе, миру в целом.

В субъектном восприятии мира природы важное значение имеют эмоции. Разные объекты могут вызывать различные эмоции: эстетические, познавательные, этические, практические. Одни и те же объекты у разных людей могут вызывать различные эмоции. На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и др.

На структуру восприятия оказывает влияние и потребностно -мотивационный компонент личности. И особое влияние на восприятие конкретного объекта природы оказывает мировоззрение человека, его сознание, система ценностных ориентаций.

Субъектное восприятие служит основой для построения и проявления отношений к природе. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает ), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения будут способствовать расширению сферы восприятия, насыщению ее новым содержанием.

Выводы

Субъективное отношение человека к природе — это достаточно сложная сфера взаимодействия человека с миром, где находят выражение позиции личности, ее взгляды, установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитания. Основной целью экологического образования и воспитания подрастающего поколения является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся балансом прагматического и непрагматического взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нравственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова.

В перспективе очень важно, чтобы профессиональная подготовка студентов педагогических вузов предусматривало изучение психологических основ развития экологического сознания

Литература

1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. — М: Московский психолого -социальный институт, — 1999. — 310 с.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов — на — Дону, 1996

3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1984. — С.157.

5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000. — 456 с. Поступила в редакцию 08.10.2008г.

Авторы: Еремка Е.В., Шокотко Т.В., Баланова С.Г, Калоерова В.Г., Донецкий национальный университет Донецкий университет экономики и торговли им. М.И.Туган-Барановского Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).