Роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения

Отклонения в состоянии здоровья человека, как правило, формируются в детстве и юности и часто являются результатом нездорового образа жизни. На территории России, а особенно Челябинской области, экология, социально-экономические условия жизни, питание, развитие здравоохранения на современном этапе не отвечают требованиям общества. Для сохранения здоровья при указанных объективных факторах, актуальной является задача обучения населения основам здорового образа жизни, то есть формирования четких установок, ориентации и навыков сохранения и укрепления здоровья для каждого человека. В данном случае речь идет о влиянии на субъективные факторы, к которым относятся также уровень информированности и реальная практика постоянного самопобуждения к реализации требований здорового образа жизни.

Очевидно, что ориентации на здоровье и здоровый образ жизни не могут возникать у человека сами по себе. Их формирование происходит в результате воспитания и образования. Поэтому ведущую роль в этом процессе играют семья, учебное заведение и здравоохранение. Именно они, начиная с раннего детства, должны прививать человеку навыки профилактики заболеваний, сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.

Поэтому необходимо подробно рассмотреть роль институтов семьи, образования и здравоохранения в формировании ориентации на ЗОЖ.

Совершенно понятно, что образ жизни личности особенно на ранних этапах её развития напрямую зависит от той семьи, в которой родился человек. Школа, среднее или высшее учебное заведение, вносят свои коррективы в дальнейшее развитие образа жизни личности. Поддержание здоровья человека, формирование ориентации на здоровый образ жизни не всегда зависит от него самого, для этого нужны условия, в которых формируется личность, факторы, воздействующие на этот сложный социальный процесс. Ведущими факторами должны выступать институты семьи, образования и здравоохранения. Однако, успешное формирование здорового образа жизни личности в современных условиях возможно лишь при их взаимодействии, координации деятельности по целенаправленному формированию здорового образа жизни личности. Именно поэтому образование, семья и здравоохранение — важные научные категории, требующие анализа.

Социологическое видение семьи, образования и здравоохранения состоит, прежде всего, в понимании их как социальных институтов, включённых в систему социальных отношений. Данный подход позволяет определить место каждого из них в обществе, проанализировать функции, которые выполняет каждый социальный институт.

Категория «социальный институт» позволяет рассматривать семью, образование и здравоохранение как важные социальные институты общества, детерминирующие формирование ориентации населения на ЗОЖ. Специфика семьи заключается в том, что она должна формировать установку на ЗОЖ с момента рождения человека. Образование должно заниматься этим на первом уровне. Что касается института здравоохранения, то он должен не только констатировать наличие болезни и осуществлять лечение, но главным образом, заниматься профилактикой заболеваний и формированием здорового образа жизни.

В России 2008 год был объявлен годом семьи. В последние два три года государство и СМИ вели активную пропаганду молодой семьи, рождения детей, а особенно второго ребенка в семье обеспечивая определенную поддержку материальными выплатами, предоставлением ипотечных кредитов и пр. Но рождение ребенка остается дорогим «проектом» особенно для молодых семейных пар.

Репродуктивная функция семьи, связанная с воспроизводством её членов и воспроизводством населения страны является одной из важнейших. Она напрямую связана со здоровьем человека. Реализация этой функции предполагает формирование установки на деторождение, в свою очередь, рождение здорового ребенка предполагает ориентацию будущих родителей на здоровый образ жизни.

Семья выполняет функцию социализации личности, приобщения её к тому социальному опыту, который выработало человечество, способствует человеку вхождению в общество. В ходе процесса социализации человек формирует свой образ жизни. От того, насколько удачно проходит этот процесс зависит, будет ли образ жизни здоровым или нет.

В настоящее время существенно трансформируется культурная функция семьи: функция культурного взаимного обмена. Семья всегда являлась местом вхождения человека в культуру, приобщения к её ценностям и нормам. Для современной семьи характерно культурное противоречие между родителями, живущими старыми нормами и ценностями культуры, и детьми — приверженцами всего нового.

Социально-психологическая функция семьи, сущность которой связана с оказанием взаимной поддержки членов семьи, их эмоциональной стабилизацией, напрямую связана с поддержанием психического здоровья человека.

Важной функцией семьи является хозяйственно-бытовая то есть ведение совместного домашнего хозяйства. XXI век существенным образом изменил быт человека, его образ жизни. Изменилась и хозяйственно-бытовая функция семьи. Не случайно западные социологи сущность этой функции видят в поддержании физического здоровья членов общества, и каждого члена семьи. Налаженный быт высвобождает время для активной деятельности личности, в том числе, физической активности1. Это, в свою очередь, помогает не только формировать ориентации на ЗОЖ, но и следовать ему.

Экономическая функция семьи связана с экономической поддержкой, оказанием экономической помощи нетрудоспособным и несовершеннолетним членам семьи.

Как отмечает М. С. Мацковский2, в современных условиях возрастает роль сексуальной функции семьи, связанной с удовлетворением сексуальных потребностей личности, поддержанием физической и духовной гармонии между супругами. Эта функция лишь в последние 10 —15 лет изучается в отечественной социологии. Между тем, это одна из важных сторон семейной жизни, которая связана, как с физическим, так и с психическим состоянием человека.

Мы затронули основные функции семьи как социального института. При этом каждая из них вносит свою лепту в формирование здорового образа жизни, поддержание здоровья, как личности, так и различных социальных групп в целом. Как видим, все функции семьи в идеале должны способствовать формированию как ориентаций на здоровый образ жизни, так и самого ЗОЖ.

Рассмотрев семью, перейдём к анализу образования как социального института.

Так например, Г. Е. Зборовский даёт следующее определение: «образование может быть определено как социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных (экономических, политических и иных структур»3. На наш взгляд, это определение наиболее полно характеризует образование как социальный институт. Здесь образование выступает не просто как связывающий общество и личность социальный институт. Возникновение любого социального института связано с необходимостью удовлетворения потребностей в той или иной сфере общественной жизни. Образование не является исключением. Практически с начала своего существования в обществе возникает необходимость в особых, специфически человеческих формах и способах передачи социального опыта, поскольку биологических программ и механизмов для этих целей человек не имел. Образование, таким образом, становится одним из важнейших способов реализации механизма социального наследования, преемственности, имеющим сугубо культурный (человеческий, социальный) характер. Удовлетворение потребности в передаче социального опыта, социализации в институциональной форме посредством образования становится, с одной стороны, нормой общества, с другой — целью, поскольку меняющиеся и развивающиеся образовательные потребности требуют адекватного их удовлетворения. На наш взгляд, каждый из элементов института образования оказывает влияние на формирование как ориентаций на ЗОЖ, так и сам ЗОЖ личности. Это может происходить за счёт непосредственного влияния — введения специальных курсов (валеология, ОБЖ, физическая культура и др.) так и за счёт косвенного — личный пример педагога, воспитательная работа в учебном заведении и т. д.

Образование — фундамент культуры не только с точки зрения институциональной, но и личностной. Ведь получение образования есть не что иное, как процесс пробуждения и реализации потребностей в созидании, потреблении и распространении ценностей культуры. Культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры самых различных групп и слоев населения.

Названная функциональная характеристика образования как социального института имеет значение для любых образовательных структур. Их всех сближает функция формирования личностного «ядра» общества.

Характеристика функций образования позволяет определить его весьма заметное место и значительную роль, как в общественной жизни, так и в жизнедеятельности личности. Нетрудно заметить, что институт образования, обучая, воспитывая, давая знания, должен формировать ориентации на особый способ жизнедеятельности личности, что связано с её здоровьем.

Перейдём к анализу роли института здравоохранения.

В «Советском энциклопедическом словаре» читаем: «Здравоохранение — система государственных и общественных мероприятий по сохранению здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека»4. В данном определении мы видим системный подход к понятию «здравоохранения». Однако в нём остаётся неясным вопрос о характере мероприятий.

Социологический подход к анализу здравоохранения, позволяет характеризовать его как важный социальный институт общества.

Мы полагаем, что здравоохранение —социальный институт, в котором осуществляется социальное взаимодействие между людьми по поводу сохранения и поддержания здоровья населения, детерминированное объективными и субъективными факторами.

Одной из главных функций является лечебная, что связана с лечением заболеваний человека. Однако ещё Ф. Бэкон писал: «… первая обязанность медицины — сохранить здоровье, вторая — лечение болезней»5. Поэтому важной функцией здравоохранения в современных условиях выступает са-нологическая функция. Отечественное здравоохранение практически на протяжении всего своего существования уделяло особое внимание здоровью «больного человека». В современных условиях резко встаёт проблема охраны, улучшения и воспроизводство «здоровья здоровых». Именно с этой функцией связано генеральное направление института здравоохранения, которое воплощает в себе идеи и принципы социальной политики и стратегии охраны здоровья населения. Реализация этой функции на практике ведет к сокращению смертности и заболеваемости населения России.

Не менее важной функцией является охранительная: охрана материнства и детства, что представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка.

Забота института здравоохранения о здоровье населения предполагает и наличие в его арсенале курортно-оздоровительной функции, которая связана с представлением человеку услуг по полноценному проведению своего отдыха в профилакториях, домах отдыха и санаториях.

Социально-профилактическая функция включает в себя систему социально-экономических мероприятий, направленных на профилактику болезней и заботу о здоровье населения. Как отмечает Н.А. Семашко, социально-профилактическая функция связана с различными сферами деятельности человека, включая деятельность по преобразованию условий труда, быта, самого образа жизни личности, направленную на охрану здоровья населения, предупреждение причин и факторов риска заболеваний. Мы видим, что в таком широком понимании данная функция выходит за пределы института здравоохранения. Для ее реализации необходимы как условия, создаваемые в институте здравоохранения, так и поддержка государства. Здесь возникает противоречие. Как нами уже отмечалось ранее, несмотря на то, что социально-профилактическая функция должна играть ведущую роль в рамках института здравоохранения, в современных условиях, реально, она не работает.

Важной функцией института здравоохранения является, диагностическая. Суть этой функции состоит в том, что ее реализация направлена на укрепление здоровья и трудоспособности населения, на предупреждение возникновения и распространения заболеваний и создание наиболее благоприятных условий внешней среды, формированию ориентаций на ЗОЖ. Мы согласны с Ю.П. Лисициным в том, что через эту функцию здравоохранение осуществляет синтез двух других функций — социально-профилактической и лечебной6. Это должно достигаться, во-первых, за счет активного обследования определенных групп населения и выявления факторов риска возникновения заболевания. Их учет осуществляться путем проведения диспансерных и различных профилактических осмотров, а также посредством выявления больных с наличием различных клинических проявлений болезни при первичном обращении к врачу. Во-вторых, за счет обеспечения правильного физического развития и сохранения здоровья здоровых, предупреждения возникновения у них заболевания путем своевременного и длительного проведения намеченных оздоровительных мероприятий.

Функция социальной, медицинской экспертизы — одна из важных функций института здравоохранения. Именно медицинские работники, с одной стороны, должны сегодня являться экспертами принимаемых в обществе административных, государственных и т. д. решений, касающихся проблем здоровья человека, а с другой — экспертами трудоспособности населения.

Пропагандистско-воспитательная функция включает в себя информирование населения, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, что ведет к формированию ориентаций населения на ЗОЖ. Это могут быть мероприятия, проводимые совместно с институтом образования и спорта. Важное место здесь должны занимать оздоровительные мероприятия, проводимые при самих медицинских учреждениях.

Мы согласны с мнением Т. Максимовой о том, что важной функцией является информационная7. Современная ситуация в России в целом и в здравоохранении, в частности, требует нового взгляда на статистическую, информационную деятельность института здравоохранения. Статистически-информационная деятельность должна ориентироваться, в первую очередь, не на оценку уровня заболеваемости, а на развитие служб здравоохранения и отслеживание этапов этого развития. Реализация этой функции связана и с информационным обменом об использовании современных средств лечения, профилактики и диагностики заболеваний между специалистами — медицинскими работниками. Информирование органов управления (федерального и местного уровней) в отношении современных проблем здоровья и медицинского обеспечения населения является важной составляющей функции института здравоохранения.

На наш взгляд, важной функцией является культурная функция института здравоохранения, связанная с формированием определенных норм и ценностей, направленных на развитие у различных социальных групп культуры здоровья, а фактически ориентаций на здоровый образ жизни. Реализация этой функции на практике должна превратить «моду на здоровье» в здоровье как важную жизненную ценность и формирования на этой основе стратегии оздоровительной практики личности.

Мы обозначили лишь основные функции института здравоохранения. Понятно, что все они направлены на поддержание и сохранение здоровья человека, на формирование ориентаций на здоровый образ жизни.

Таким образом, все три рассмотренных нами социальных института призваны формировать ориентации на ЗОЖ. От их взаимодействия зависит то, какой образ жизни будет вести личность. Мы прекрасно понимаем, что все описанные нами функции характеризуют должное, то, что должны делать семья, образование и здравоохранение в целях формирования ориентаций на ЗОЖ, и стремлении обеспечить ЗОЖ личности.

Какова сегодня реальная включенность этих институтов в процесс формирования ЗОЖ можно выяснить лишь с помощью эмпирического анализа.

Примечания

  1. См. Haraven, Tamara К. Family Time and industrial time / Tamara K. Haraven. — Cambridge : Cambridge University press, 1982; Giddens Population. Health. Age. Cambridge. 1990 и др.
  2. Мацковский, M.C. Социология семьи (проблемы, теории, методологии и методики) / М.С. Мацковский. — М., 1989.
  3. Зборовский, Г.Е. Социология образования / Г.Е. Зборовский. — 4.1. — Екатеринбург, 1993.  — С. 38 —39.
  4. Советский энциклопедический словарь. — М., 1988, —С. 187.
  5. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук. Соч. в 2 т. / Ф. Бэкон. — Т. I. — М., 1971. — С. 264.
  6. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Ю.П. Лисицын. —М., 1992. — С. 105.
  7. Там же, —С. 145.

Бредихина Наталья Васильевна родилась в г. Челябинске в 1974 году. В 1997 году окончила исторический факультет Челябинского Государственного Университета. С 1997 года работает на кафедре социологии ЮУрГУ. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Ориентации населения на здоровый образ жизни: региональный аспект» по специальности социология культуры, духовной жизни. Кандидат социологических наук. Автор одной монографии и более десятка статей.

Bredihina Nataliya Vasilievna was born in Chelyabinsk in 1974. In 1997 has ended historical faculty of the Chelyabinsk State University. Since 1997 works on chair of sociology ЮУрГУ. In 2006 has defended the dissertation on the theme: «Orientations of the population to a healthy way of life: regional aspect» on a speciality sociology of culture, a spiritual life. The candidate of sociological sciences. The author of one monography and more than ten articles.

ROLE OF INSTITUTIONS OF FAMILY, EDUCATION AND PUBLIC HEALTH IN FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE OF POPULATION, N.V. Bredikhina

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ СЕМЬИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

С благодарностью к автору: Н.В. Бредихина
Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).