Отношение школьников к курению

Курение среди школьников

В статье освещена проблема аддиктивного поведения подростков, в частности табакокурения, раскрыта специфика отношения современных школьников к курящему окружению, рекламе табака, использованию образа курильщика в художественных фильмах. На основе результатов проведенного исследования выявляется необходимость организации цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике табакокурения среди учащихся.

Всемирная организация здравоохранения признала курение табака глобальной угрозой для человечества. По данным ВОЗ, от заболеваний, связанных с этим пагубным пристрастием, в мире каждые 6 секунд умирает один человек, а ежегодно — более 5 млн. человек. Если тенденции нарастания распространения курения продолжатся, то, согласно прогнозам, уже к 2020 году преждевременно будут умирать ежегодно по 10 млн. человек, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти.

Численность курящего населения Вологодской области

Подростковый возраст наиболее опасен в плане формирования аддиктивного поведения1, в том числе и табакокурения. Дети и подростки оказываются наиболее не защищенными, уязвимыми в сложных социально-экономических условиях, чувствуя себя одинокими в борьбе с трудностями. Нередко они не готовы к новым, жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за него [6; с. 3]. Стремление к познанию всего нового, желание поскорее стать взрослым, перенять привычки поведения старших, боязнь отстать от сверстников — все это при неблагоприятно складывающейся ситуации часто приводит к формированию у подростка различных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой, табачной и др. При этом не исключается и влияние биологических, социальных, психологических и духовных факторов.

Аддиктивное поведение

1 Аддиктивное поведение (от addiction — склонность, пагубная привычка) — форма деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния (Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб., 2006. — С. 18.).

По результатам мониторинга, проведенного ИСЭРТ РАН в 2008 г., среди населения Вологодской области было выявлено 35% курящих, в числе которых 43% составляет доля семей, имеющих несовершеннолетних детей2 (рис. 1). Несмотря на то, что количество таких семей сокращается, число курящих в Вологодской области увеличивается [5].

Школьный возраст — это период роста как физического, так и умственного. Происходит прочное усвоение знаний, умений, навыков, привычек, причем не только полезных, но и вредных. Большинство курящих имели первый опыт курения в школьном возрасте. И хорошо известно, что чем раньше человек начнет курить, тем сложнее ему отказаться от сигареты. В связи с этим особое внимание педагоги и психологи Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН уделяют формированию установок школьников на здоровый образ жизни.

Большое воздействие на несформи-ровавшееся сознание школьника оказывают окружающие. Судя по данным опроса, проведенного в апреле 2009 г. среди учащихся 5–11 классов НОЦ, 95% школьников находятся в окружении курящих друзей, одноклассников, знакомых (табл. 1).

У половины учащихся курят близкие родственники: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка (табл. 2). В связи с этим возрастает вероятность перехода некурящего учащегося из категории пассивного курильщика в категорию активного.

По результатам опроса были выявлены курящие учащиеся НОЦ — это 6,6% девушек 10–11 классов. По мнению школьниц, в основном подростки начинают курить «за компанию» — 66%, «из любопытства» — 17%, «из-за проблем дома и/или в школе» — 17%.

Таблица с опросом о курении друзей и близких

Только 40% курящих учащихся НОЦ ответили положительно на вопрос: «Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?». Их стремление бросить курить поддерживают друзья (60%), одноклассники (40%), родители (20%), учителя (20%).

В качестве причин, мешающих бросить курить, школьники отметили следующие: «Все друзья курят» (80%), «Просто нет желания» (20%), «Не хватает силы воли» (20%).

Отвечая на вопрос: «Что, по Вашему мнению, может помочь бросить курить?», учащиеся выбрали такие варианты ответов, как:

  • занятия спортом — 31%;
  • собственное желание — 66%;
  • мнение окружающих — 12%;
  • пропаганда здорового образа жизни — 5%.

Таким образом, рассмотренные данные социологического опроса позволяют сделать вывод о низкой степени распространенности курения в школьной среде НОЦ и в то же время о широкой распространенности этой вредной привычки среди близкого окружения школьников. Однако их личные цели, ценностные предпочтения, убеждения, а также аргументы «за» курение и «против» него остались невыясненными, так как выявить их методом прямого опроса затруднительно. Поэтому необходим другой метод — интерактивный, который позволяет определить личную позицию подростков по отношению к курению среди сверстников. Нами был использован метод фокус-групп (групповое интервью).

Цель фокус-группового исследования: выяснить отношение школьников разного возраста к проблеме курения в современном обществе, в частности к ее социальным, юридическим, психологическим аспектам:

1. Влияние рекламы табачной продукции (щитовая, в СМИ), а также образа курящего героя в современном искусстве на социально-психологическое самочувствие школьников, их отношение к своему здоровью.
2. Оценка школьниками эффективности административных мер, используемых против распространения курения: запрета на курение в общественных местах, запрета продажи табака лицам до 18 лет.
3. Влияние фактора курения на характер межличностных отношений школьников с родственниками, друзьями, одноклассниками.
4. Факторы, способствующие формированию установок на здоровый образ жизни, борьбе с распространением курения среди молодежи.

Для участия в исследовании приглашались школьники 5–11 классов, посещающие НОЦ, в возрасте от 11 до 17 лет. Учащиеся свободно (по желанию) принимали решение о своем участии в работе фокус-группы.

В целях проведения исследования были сформированы 2 группы респондентов, отличающихся возрастными характеристиками:

  • старшие классы (10-11-ый); 15-17 лет — старший подростковый возраст, ранняя юность;
  • средние классы (7–8-ой); 12-13 лет — младший подростковый возраст.

Четкие инструкции ведущих, динамичная разминочная часть, совместное обсуждение в группах правил поведения во время интервью обеспечили активность школьников при обсуждении проблемы курения, искренность в высказывании мнений.

Все участники фокус-группы отметили высокую значимость и актуальность проблемы курения подростков, проявили достаточно широкую осведомленность о ее медицинских, психологических и социальных аспектах и глубину их понимания.

Факт широкого распространения курения в молодежной среде подтвердили все респонденты: «У меня курят многие знакомые», «Начинают курить сейчас рано» и т. п. Однако несколькими участниками (15,4%) подмечена тенденция возрастающей популярности здорового образа жизни среди молодых людей: «Сейчас курить становится не модно».

Сформулированные участниками дискуссий аргументы «за» курение и «против» него показывают в целом негативное отношение к этой вредной привычке.

Метод «мозгового штурма», направленный на выявление аргументов и контраргументов, дал следующие результаты.

Аргументы «за» курение:

  • успокаивает, снимает напряжение — 23% респондентов;
  • красиво смотрится, привлекателен сам процесс (сигара, дорогие сигареты) — 15,4%;
  • придает уверенности, дает ощущение взрослости — 15,4%;
  • дает экономическую прибыль бизнесу и государству — 7,7%.

Следует отметить, что некоторые участники фокус-группы затруднились с определением аргументов «за» курение; смогли их сформулировать 53,8% респондентов, в основном мальчики (85,7%). Более активными в определении плюсов курения оказались учащиеся 7 класса, для которых особенно актуальным оказался психологический аргумент — «обретение уверенности за счет курения» (40%).

Более активно участники проявили себя в формулировании контраргументов. Примечательно, что те школьники НОЦ, которые имеют больший опыт научной деятельности (10 класс), обращали внимание не только на медицинские аспекты вреда курения, но и на экономические и социальные.

Аргументы «против» курения:

  • портит здоровье (вред всему организму) — 92,4% опрошенных;
  • наносит вред окружающим (пассивное курение) — 30,8%;
  • бессмысленная трата денег, сырья (бумага, краска) — 30,8%;
  • приводит к зависимости, изменению психики человека — 23%;
  • производители могут быть нечестными в отношении состава сигарет —15,4%;
  • неприятный запах изо рта — 15,4%;
  • вызывает отклонения в физическом развитии потомства — 15,4%;
  • уже не модно — 15,4%;
  • замедляет рост организма — 7,7%;
  • мешает заниматься спортом — 7,7%;
  • курение — причина пожара — 7,7%;
  • наносит экологический вред — 7,7%.

Большинство респондентов считают курение вредной привычкой (76,9%), но отмечают, что эта привычка очень быстро становится зависимостью; 23% участников дискуссии назвали курение заболеванием.

Следующий блок вопросов выявлял отношение к рекламе табачной продукции. Вопросы, касающиеся рекламы и антирекламы табака, вызвали интерес у респондентов, позволили им открыто высказать свое мнение. Они достаточно быстро вспомнили, где видели рекламу:

  • на улице (щитовая) — 38,5%;
  • в печатных СМИ (глянцевых журналах) — 30,8%;
  • в телевизионных программах —15,4%;
  • в художественных фильмах — 15,4%;
  • рекламные акции в магазинах — 7,7%;
  • рекламные проспекты около места продажи сигарет (ларьки, кассы в магазине) — 7,7%.

Респондентам запомнилось несколько вариантов наиболее красочной рекламы, с яркими образами, выгодными предложениями, например акция «Купи и выиграй», реклама сигарет марки «Winston».

Большинство участников дискуссии (84,6%) считают, что реклама табачной продукции не нужна, объясняя свою точку зрения бесполезностью такой рекламы: «Если человек курит, то ему реклама не нужна», «Не оказывает влияния». Несколько участников заняли нейтральную позицию относительно рекламы табачной продукции (15,4% —только мальчики).

Школьники приняли активное участие в обсуждении вариантов антирекламы табака. В основном (61,5% опрошенных) это различные виды устрашающей антирекламы, например «фото из морга», «крупным планом органы курильщика» и т. п. Были и позитивные предложения (15,4%): «показать пример здорового человека», «создать образ человека, находящегося в гармонии с природой». Однако 23% респондентов не видят особого смысла ни в рекламе табака, ни в антирекламе.

С вышеперечисленными вопросами перекликались вопросы о допустимости использования образа курящего героя в произведениях современного искусства (художественных фильмах). На то, курит герой в фильме или нет, обращают внимание 53,8% участников, не обращают — 46,1%. Однако в процессе дискуссии 76,9% школьников смогли назвать таких курящих героев, как Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Волк из «Ну, погоди!», герои сериала «Бригада» и др. В то же время, по мнению 38,4% школьников, в отечественных фильмах сцен, сопровождающихся курением, больше, чем в зарубежных; остальные учащиеся не видят здесь особой разницы.

Школьники сочли возможной демонстрацию в кинофильмах процесса курения только в качестве художественного средства:

  • для передачи стресса героя —38,5%;
  • большей реальности образа, если курение составляет его неотъемлемую часть (Шерлок Холмс, милиционер, бандит), — 30,8%;
  • эстетической привлекательности (курящие женщины) — 15,4%;
  • рекламирования той или иной марки сигарет — 15,4%;
  • передачи процесса размышлений героя — 7,7%.

Большинство школьников, принявших участие в групповом интервью (61,5%), считают, что можно обойтись без демонстрации процесса курения, если использовать другие художественные средства, например «стресс передать дрожью». При этом 38,5% респондентов считают использование в фильмах образа курящего героя вполне оправданным: «это часть образа». Такое мнение поддерживают 75% опрошенных.

Можно отметить различное отношение школьников средних и старших классов к курящему герою с точки зрения пропаганды этой вредной привычки. Подавляющее большинство учащихся средних классов (80%) считают использование подобных образов пропагандой курения. Старшие школьники (85,7%) заявили, что говорить здесь о пропаганде курения нельзя, поскольку на возникновение привычки курить влияет прежде всего окружение человека и его собственные убеждения: «все зависит от человека».

Хотя респонденты обеих групп в целом отмечают, что напрямую повлиять на решение курить или не курить образ курящего героя не может, 15,3% школьников допускают такую возможность (не для себя) в том случае, если герой является для человека кумиром.

Следующая часть вопросов касалась влияния фактора курения на межличностные отношения. Здесь мы не выявили четкой зависимости между положительным отношением к человеку и отсутствием у него привычки курить.

Можно говорить о лояльном или нейтральном отношении респондентов к факту курения многочисленных близких и знакомых людей, причем как ровесников, так и старших по возрасту (брат, папа, подруга мамы, одноклассники, отчим, ребята во дворе). По мнению подавляющего большинства (84,6%), курение «не мешает общению», хотя если бы человек бросил курить, то добился бы большего уважения респондентов.

Школьниками были названы следующие наиболее удобные для курения места: во дворе школы — 30,8%; на балконе — 30,8%; у гаражей — 15,4%.

Особый интерес вызвали вопросы, направленные на изучение отношения школьников к курящим лицам противоположного пола. Здесь мы также не встретили ожидаемого резко отрицательного восприятия этой проблемы. Только 46,1% школьников высказались о негативном отношении к курящему молодому человеку/девушке. У 30,8% респондентов факт курения лиц противоположного пола не влияет на их восприятие, 23% — не дали внятного ответа («мне все равно», «даже не знаю» и т. п.).

Как видно из данных рисунка 2, только 30,8% респондентов признают, что факт курения влияет на их решение встречаться или нет с молодым человеком/девушкой. Причем 23% опрошенных не стали бы встречаться, а 7,7% — не встречались бы до тех пор, пока человек не бросит курить. Для подавляющего большинства учащихся (61,5%) факт курения не имеет такого значения в отношениях с противоположным полом, хотя 46,1% респондентов признались, что пытались бы повлиять на близкого человека, чтобы он отказался от вредной привычки.

Распределение ответов участников фокус-группы на вопрос: «Стали бы Вы встречаться с курящим человеком?»

Заключительная часть вопросов анкеты касалась социальных аспектов курения. Практически все школьники отметили низкую эффективность принятых государством административных мер по борьбе с курением (запрет на продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, запрет на курение в общественных местах). Это отражалось в таких высказываниях, как: «можно всем купить сигареты», «противно, когда рядом с тобой курят», «я покупаю своей девушке сигареты» и т. п.

Школьники обеих возрастных групп были очень активны в подборе мер, направленных на профилактику табакокурения. Выделены следующие факторы, которые, по мнению респондентов, влияют на эффективность борьбы с курением на государственном уровне и могут заставить человека бросить курить:

1. Пропаганда здорового образа жизни — 30,8%.
2. Устрашающие варианты антирекламы — 15,4%.
3. Пример значимого человека —15,4%.
4. Угроза здоровью — 15,4%.
5. Повышение стоимости табачной продукции — 7,7%.

Проведенная по завершении работы фокус-группы рефлексия показала, что подростки хорошо информированы о возможном вреде курения, особенно в подростковом возрасте, но относятся к этому явлению, как к сложившейся реальности: «Все зависит от человека», «Сложно повлиять на причины курения» и т. п.

Судя по данным анкетного опроса и группового интервью, необходима системная профилактическая работа со школьниками НОЦ. Несмотря на то, что большинство из них не курят, все они находятся в группе риска, что обусловлено курящим окружением, рекламой в СМИ, лояльностью общественного мнения.

После подведения итогов исследования был организован месячник профилактики табакокурения (апрель 2009 г.). Специалисты НОЦ оформили информационный стенд о медицинских и психологических аспектах курения. В каждом классе прошли занятия по профилактике табакокурения с показом видеоматериалов, раскрывающих степень вреда курения для здоровья. Для 9 и 11 классов общегородского факультатива проведен тренинг по профилактике табакокурения «Откажись от курения!». Все классы НОЦ приняли участие в конкурсе стенгазет, направленных на борьбу с курением. Экспертами выступили специалисты Вологодского областного центра медицинской профилактики. Как итоговое мероприятие для учащихся 5 — 11 классов, студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде и аспирантов был организован круглый стол «Проблема курения в современном обществе».

Рассматриваемое направление формирования здорового образа жизни, несомненно, требует дополнения и развития. Наиболее перспективными формами работы для проведения цикла психолого-педагогических мероприятий по профилактике вредных привычек могут быть признаны:

  • привлечение школьников и аспирантов к волонтерскому движению против курения;
  • проведение психологических тренингов с целью профилактики аддик-тивного поведения;
  • организация встреч со специалистами (нарколог, психотерапевт);
  • использование современных компьютерных программ (например, внедрение комплексной программы профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер» для работы с детьми среднего и старшего возраста).

Изучение данной проблемы будет продолжаться, так как интерес для исследования представляет выявление особенностей возникновения и протекания табачной зависимости у лиц разного возраста, а также сравнительный анализ эффективности факторов (материальных, нравственных, социальных), влияющих на решение человека бросить курить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. — М.: Магистр, 1996. —271 с.
2. Дмитриева, Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. — 1999. — № 8. — С. 133-139.
3. Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, способы преодоления: сборник научных статей / под общей ред. Е.А. Репринцевой. — Курск: Курский гос. ун-т, 2008. — 159 с.
4. Крайнов, Д.Б. алкоголь, курение и доходы / Д.Б. Крайнов // Финансы и бизнес. —2007. — № 2. — С. 133-145.
5. Мониторинг состояния здоровья населения Вологодской области / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 2008.
6. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде / под ред. Г.А. Никаном. — Вологда: ГОУ «ВОЦТРиГО», 2007. — 157 с.

С благодарностью к авторам и источнику:
Проблемы развития территории, вып. 1 (47), июль–сентябрь, 2009
Авторы
Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).