Философия поведения личности

В статье дается феноменология понятия «поведение» — базовой характеристики этической психологии личности. Поведение может быть созерцательным и преобразующим, оцениваемым и неоцениваемым. Оно проявляется в поступках, ситуациях, обусловлено внешними и внутренними факторами, а также уровнем человечности. Человечность амбивалентна, представлена соотношением добра и зла, имеет глубокие истоки в истории человеческой культуры.

Одной из центральных задач человекознания является создание новой отрасли психологической науки — нравственной и этической психологии. Однако в психологической науке пока не сформулировано четко представление о ее предмете, адекватных методах исследования, строгой системе соотнесенных понятий [1].

Мы посчитали возможным говорить о необходимости становления этической психологии личности, ограничивая тем самым сферу нового направления обращением к нравственному миру и поведению личности. Мы разделяем позицию Л.И. Анцыферовой о разграничении значений, закрепляемых за терминами субъект, личность. Субъект инициирует, творит, познает, а пространство личности связано с понятиями духовности, гуманности, нравственности, совести, добродетельности [2].

Развитие нового направления — этической психологии личности — обусловило новый интерес к явлению «поведение человека». Предшествующий период исследования поведения как феномена активности любой живой системы был сопряжен с развитием науки о поведении животных (этологии) и с созданием одного из самых дискуссионных направлений психологии — бихевиоризма.

Поведение как проявление активности человека является предметом изучения в психологии, этологии, педагогике, социологии, этике, правоведении. Психология и этология во всех своих направлениях изучают то, как поведение проявляется в действиях, реакциях любой живой системы, в том числе человека.

Выявлено, что оно соотносится с жизнедеятельностью субъекта, направляется на объект и может быть миролюбивым или агрессивным, базироваться на эмоциях или интеллекте, носить осознаваемый или неосознанный характер.

Психология стремится в исследовательском плане определить безоценочно формы, направленность, интенсивность поведения.

Социология и социальная психология дают представление о формах, направленности, интенсивности поведения малых и больших групп людей и также более индифферентно, чем пристрастно фиксируют поведение этих людей с их ментальностью, политическими, экономическими пристрастиями.

В этике и педагогике поведение — это прежде всего действия человека по отношению к другому (другим), которые должны быть соотнесены с принятыми в культуре правилами, нормами во взаимоотношениях людей. Следует заметить, что есть правила поведения, которые признаются большинством людей, независимо от расы, нации. Это ряд заповедей, идущих от Ветхого Завета: не убий, не укради и т. д. В то же время есть в каждом народе, в каждой субкультуре свои представления о добре и зле.

И если этика на основе норм, принятых в обществе, побуждает человека самого выбрать тип поведения в данном сообществе, то педагогика как наука о воспитании разрабатывает методы воздействия на человека. Она определяет пути и систему ценностей, которые должны быть приняты личностью и которым должно следовать, живя в данной субкультуре, принимая ее ментальность в процессе социализации.

В правоведении поведение отдельного человека рассматривается с точки зрения соответствия действий человека по отношению к другим людям, животным, обществу, материальным ценностям, интересам государства. Предполагается, что реальное поведение человека должно быть регламентировано законами, где следование законам поощряется, а нарушение — наказывается.

Итак, те науки, где поведение является предметом исследования по критерию «созерцание — преобразование», можно разделить на три группы:

1)    созерцательные, безоценочные (философия, психология, этология, социология);

2)    созерцательные, оценивающие (этика);

3)    оценивающе-преобразующие (педагогика, правоведение).

Созерцание и преобразование — два вида направленности действий человека

в процессе жизни. Есть основания считать, что фундаментальное научное знание и производные от него науки складываются в процессе углубленного созерцания любого предмета, явления, процесса и побуждают исследователя не столько оценивать их, сколько проникать в суть и создать модельное представление о нем в знаковой форме, которое как знание не требует моральной оценки.

Однако полный цикл жизнедеятельности человека включает и второй вид направленности действий человека, его субъектные инициативные действия по преобразованию мира, общества и самого себя. И если созерцание может происходить на уровне удовлетворения собственного любопытства, то преобразующие действия должны быть соотнесены с интересами других людей, законами природы и социальной жизни. Это обусловливает необходимость введения оценивающей составляющей в структуру действий человека, который решается приложить найденное знание в практику.

Цель исследования — осуществить созерцание такого феномена жизнедеятельности человека, как поведение — предмет этической психологии личности, в котором переплетаются созерцательно-преобразующие функции: действие, поступок как разновидности преобразования чего-либо, кого-либо вовне. Это также то, что побуждает человека к действию и существует в виде ценностей, установок, эмоциональных характеристик индивидуального субъекта и в виде системы ценностных, этических, правовых регуляторов общества как группового субъекта.

Поведение на философском уровне определяется как «система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой» [3]. Здесь же признается, что применительно к поведению живых организмов требуется следующее: наличие субъекта, обладающего определенной организацией для построения целесообразных действий; наличие объекта, на который поведение направляется; наличие определенной программы и механизма оценки эффективности ее выполнения.

Исходя из допущения термина «субъект» для характеристики активных действий живого существа, следует сказать, что в философских источниках под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек [4].

Психология субъекта как научное направление отечественной психологической науки [5] характеризует субъекта как творца своей истории, вершителя своего жизненного пути, стремящегося «инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности — творческой, нравственной, свободной» [6, с. 4].

Категория «взаимодействие» становится востребованной для передачи действий, идущих от субъекта, процессов принятия субъектом воздействий, идущих извне, а также всех процессов внутрисубъектного плана. «Взаимодействие», по мнению А.Л. Журавлева, должно и в психологии прийти на место более частным понятиям: общению, деятельности, поведению [1, с. 211].

Для того чтобы категория «взаимодействие» была полностью адаптирована к категориальному аппарату психологии, необходимо закрепить за ее частными проявлениями определенную зону ответственности. Наиболее проработанной в отечественной психологии является категория деятельности, за которой закрепляется функция активности субъекта, имеющей целенаправленный характер по преобразованию внешнего мира или самого себя. Менее проработанными в этом плане являются категории «общение» и «поведение».

«Поведение» как понятие на этапе развития отечественной психологии советского периода было полностью ассоциировано с рефлекторной жизнедеятельностью, а впоследствии — с постоянно критикуемым бихевиористским подходом, исключавшим поначалу в акте поведения роль субъекта. Дело дошло до того, что на волне критики бихевиоризма и его базового понятия «поведение», по мнению Б.Ф. Ломова, «вместе с водой выплеснули и ребенка. Сейчас наступила пора восстановить в правах это емкое и конструктивное понятие, разумеется, отделив его от того толкования, которое давалось бихевиоризмом. Конечно, это потребует большой теоретической работы, направленной на определение места «поведения» в системе других основных понятий психологической науки… по уровню обобщенности и абстрактности понятие «поведение» вполне может быть отнесено к базовым категориям психологии» [7, с. 395-396].

Обращение к психологии отдельного человека, к его личности, системе реальных побуждений (мотивов, ценностей) в 1970-1980-е годы в отечественной культуре стимулировало не только развитие прикладных отраслей психологии (социальной, возрастной, управленческой, девиантной), но и усиленного использования категории поведения. Слово поведение стало сочетаться с такими словами, как социальное, агрессивное, асоциальное, бессознательное, девиант-ное, делинквентное, деструктивное, ролевое, целенаправленное и т. д.

Наконец, стремление ряда психологов дать ответ на социальный запрос в области этического поведения личности выразилось не только в идее выделить среди прикладных психологий этическую психологию личности, но и выявить феноменологию понятий, сопряженных с понятием поведение.

На наш взгляд, предметом этической психологии личности должно стать оцениваемое поведение субъекта. Оно должно быть рассмотрено через реальные действия человека, то есть поступки. По мнению С.Л. Рубинштейна, «поступком является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» [8, с. 537].

Продолжая мысль С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломов считает, что поступок -это общественно значимый акт, который вызывает поступки других людей: либо их содействие, либо противодействие. Человек должен предвидеть возможные последствия своих поступков и нести ответственность за них. Но, к сожалению, в психологии эта проблематика не разрабатывается и отсутствуют методы психологического анализа поступков [7, с. 332].

Поступок должен быть рассмотрен в контексте реальной ситуации, реально действующих детерминант. «В качестве причин поведенческого акта выступает не отдельное событие, — пишет Б.Ф. Ломов, — а система событий, или ситуация <…> Ситуация не сохраняется в неизменном виде, она изменяется под влиянием поведения, благодаря чему возникают новые воздействия на субъекта <…> К сожалению, психология пока еще не располагает достаточно строгими способами и средствами описания ситуации как системы. Их разработка — одна из важнейших задач» [7, с. 120].

При оценке реального поведения человека должно быть вскрыто его психологическое обрамление: внешние и внутренние детерминанты — регуляторы поведения. Под внешними следует понимать социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности культуры, субкультуры, где человеку предписывается в той или иной ситуации определенный тип поведения, тот или иной способ достижения цели.

К внутренним регуляторам поведения следует отнести ценностные ориентации, установки, систему ценностных смыслов, мотивов, а также психологические особенности личности.

Критерием оцениваемого поведения может служить уровень человечности поступка в условиях ситуативного акта. Уровень человечности определяется разностью проявления добродетельно оцениваемых действий и действий, оцениваемых как порочные, противоречащие принятым нормам.

Добродетельные действия соотносятся с теми чертами (свойствами, характеристиками) личности, которые в этических источниках даются как положительно оцениваемые: достоинство, духовность, ответственность, справедливость, стыдливость, альтруизм, милосердие, толерантность, беспристрастность, бескорыстие и др. Порочные действия соотносятся с такими чертами, как злонамеренность, жадность, зависть, леность, гедонизм, пессимизм, злопамятность, тщеславие, конфликтность, ревность, вероломство [9].

Человечность как явление духовной жизни человека, по материалам книги В.Д. Шадрикова [10], проявляясь в форме добродетелей и пороков, Добра и Зла, а в реальных поступках как любовь или ненависть, амбивалентна, в ней присутствует Добро и Зло.

Человечность, по мнению В.Д. Шадрикова, возникла на основе инстинктов, которые в процессе эволюции от животных к человеку также перерастали в отдельные проявления человечности: половой инстинкт перерастал в любовь; инстинкт оборонительный — в смелость, храбрость; инстинкт жертвенности — в сострадание, альтруизм.

Другим источником человечности явились предания, обычаи, благодаря которым осуществлялась идентификация себя со своим народом. Человечность, проявляясь в борьбе добра и зла, эгоизма и альтруизма, в конечном счете выступает как победа добра над злом в конкретном поступке и во всем складе личности [10, с. 79]. Выражением человечности является духовность, главным источником которой выступает осознание себя и своих отношений с другими людьми, осознание своей выгоды и отказ от нее во имя другого [10, с. 84]. На формирование духовности повлияло то, что еще издревле человек складывался под влиянием морали веры и светской морали. Мораль веры складывается в виде страха наказания перед Богом за моральное зло.

В светской морали духовность соотносится с идеями свободы, равенства, справедливости, патриотизма, то есть идей, за которые человек готов отдать жизнь, если они личностно значимы для него.

Уровень человечности (высокий, средний, низкий) в соответствии с данными обоснованиями может быть индивидуально зафиксирован в форме количественного показателя с помощью теста «Добро-зло» [11].

Этическая психология личности может быть существенно обогащена, если детализировать понятие порочное поведение и рассматривать все формы отклоняющегося от нормы поведения личности: девиантное, делинквентное и аддиктивное.

Литература

1.    Журавлев А.Л. Некоторые тенденции развития психологических исследований в ИПРАН // Материалы итоговой науч. конф. Ин-та психологии РАН (1-2 февраля 2006 г.). — М.: Изд-во «Институт психологии РАН». — С. 202-215.
2.    Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъ-ектно-деятельностного подхода // Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2006. — С. 350-354.
3.    Юдин Э.Г. Поведение / БСЭ: в 30 т. — Т. 20. — М.: БСЭ, 1975 — С. 70.
4.    Философский словарь / Под ред. М.М. Рузенталя. — М.: Полит. лит. 1975. — С. 399.
5.    Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 247 с.
6.    Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 1994. — 110 с.
7.    Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 537 с.
8.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
9.    Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
10.    Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — М.: Логос, 2004. — 296 с.
11.    Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. — 176 с. Summary L.M. Popov. The Philosophy of Person’s Behavior.

The article analyzes the phenomenon of behavior as a basic characteristic of personal ethical psychology. The behavior can be contemplative and reforming, estimated or non-estimated. It reveals itself in actions and situations and is conditioned by external and internal factors, as well as the level of humanity. The humanity is ambivalent, as it is presented by correlation of good and evil, and is deeply embedded in the history of human culture.

Key words: behavior, ethics, psychology of personality, contemplation, transformation, act, determination.

С благодарностью к автору: Попов Леонид Михайлович — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Казанского государственного университета. E-mail: psy.dep@ksu.ru

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).