В поисках устойчивого льда

Планета Земля

В Архангельске проходит Второй международный форум «Арктика — территория диалога», где заинтересованные стороны обсуждают проблемы освоения Арктического региона. Газета ПандаTimes расспросила экспертов WWF о позиции Фонда и о том экологическом контексте, в котором проходят дискуссии.

В настоящий момент у учёных не вызывает сомнений тот факт, что количество льда в Арктике сокращается в связи с антропогенным изменением климата. Согласно данным Университета Бремена, в сентябре 2011 года площадь льда в Арктике достигла самого низкого значения за всю историю наблюдений. Такой вывод был сделан на основании анализа спутниковых фотоснимков. Суммарная площадь арктических льдов составила около 4,24 млн. км2. Предыдущий рекорд был зафиксирован в сентябре 2007 г. – тогда площадь ледового покрова составила 4,267 млн. км2. За последние 25 лет объём льда в Арктике в период минимума (сентябрь) уменьшился в 3 раза, отмечает координатор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. То есть, происходит не только уменьшение площадей, покрытых льдами, но и, что ещё более существенно, истончение ледового покрова.

В то же время, исследователи отмечают, что ледовый режим отличается нестабильностью. Так, в рекордный 2007 г. пройти по Северному морскому пути без ледокола было невозможно, несмотря на минимальное количество льда. А в последующие годы, когда льда было больше, Северный морской путь оказался открыт, и по нему прошли несколько южнокорейских судов без сопровождения. Кроме того, большую часть года Арктика полностью покрыта льдом, и эта ситуация не изменится в обозримой перспективе, несмотря на антропогенное влияние.

В беседе с корреспондентом ПандыTimes Алексей Кокорин подчеркнул: «Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова совместно с Институтом Арктики и Антарктики (Россия) провели расчёты на основе 3-х наиболее надёжных моделей общей циркуляции атмосферы. Результаты, представленные в мае-июне 2011 г., показывают: суда смогут совершать плавания через Арктику без сопровождения ледоколов в течение всего периода навигации, а не только в сентябре, никак не ранее 2060 г. Ни о каких путешествиях через Северный полюс при этом не может быть и речи. Также в ближайшие 10 – 20 лет большую угрозу для кораблей, плывущих по арктическим водам, могут создать вновь образовавшиеся айсберги».

Всё это свидетельствует о том, что, несмотря на изменение климата, освоение Арктики не станет для промышленности лёгким. «В этой связи анекдотически выглядят фантастические идеи, которые высказывает компания «Газпром». Она утверждает, что владеет технологией растапливания айсбергов с помощью горячей воды. Как признаёт сама компания, ей придётся иметь дело с массивами льда размером 200 на 300 м и толщиной 20 м. Единственный способ доставить нужное количество воды к месту – подвозить её на вертолёте с суши, ведь потребуются тысячи тонн кипятка. Если бы «Газпром» заявил, что попросит ВВС разбомбить ледяное поле авиационными бомбами, это было бы хоть сколько-то реалистично», — говорит Алексей Кокорин.

Однако преимущества освоения полярного региона столь велики, что оно становится неизбежным. Чем Арктика привлекает бизнес? Во-первых, нетронутыми месторождениями газа, нефти и руд. «Речь при этом ведётся лишь об освоении месторождений, например, в Баренцевом море. Горячие дебаты о территориальной принадлежности хребта Ломоносова и о возможности что-либо там добывать носят пока, слава богу, полностью абстрактный характер и оторваны от экономической реальности. Также нереальна в настоящий момент добыча метангидратов – альтернативных источников природного газа с морского дна. Разрабатывать пока планируют традиционные нефтегазовые месторождения на шельфе», — отмечает Алексей Кокорин.

Во-вторых, прокладка новых маршрутов для судов через арктические воды даёт огромное преимущество для международной торговли. В этом заинтересованы, в частности, дальневосточные страны: Китай, Япония, Южная Корея. Наконец, арктические моря по-прежнему остаются важнейшим регионом с точки зрения рыболовства.

Велик соблазн заняться разработкой месторождений как можно скорее, без необходимых мер предосторожности, с наименьшими затратами. Пример – буровая платформа «Приразломная», сумма экологической страховки для которой, согласно некоторым источникам, составила лишь 7 млн. рублей. «Адекватная сумма, на которую следовало застраховать эту платформу, составляет, как минимум, 700 млн. долларов», — подчёркивает Алексей Кокорин. Об огромном ущербе, который может нанести разлив нефти в условиях Арктики, WWF говорил уже не раз.

Ситуация такова, что в северных морях территориально совпадают ценные рыболовные зоны, перспективные районы добычи углеводородов и места скопления морских млекопитающих и птиц. Выгодные с точки зрения судоходства маршруты также пролегают через участки, ценные с точки зрения биоразнообразия. Прежде всего, через так называемые заприпайные полыньи, то есть участки открытой воды за кромкой припая – льда, соединённого с берегом. По ним удобно проводить суда, что часто и делается. Но это создаёт большую угрозу для концентрирующихся именно в заприпайных полыньях морских животных.

Связанная с промышленным освоением интенсификация судоходства несёт и ещё одну опасность. Выхлопы корабельных двигателей, содержащие большое количество микроскопических частиц сажи, способствуют загрязнению снега и изменению его отражательной способности. Это может стать ещё одним антропогенным фактором, существенно влияющим на климат. Ведь отражение солнечной радиации полярными шапками – важный механизм, способствующий охлаждению планеты и действующий против парникового эффекта. «Тревогу у природоохранных организаций вызывает тот факт, что пока не удалось надёжно оценить, насколько велико будет влияние почернения снега на климат. Исходя из принципа предосторожности, этот эффект необходимо минимизировать», — отмечает координатор климатической программы WWF России.

В то же время, говорить о моратории на хозяйственную деятельность в Арктике объективно невозможно, считает WWF. В мире 30% нефти добывается на шельфе, а в России этот показатель составляет пока 3%. Глобальная тенденция по усилению разработки шельфовых месторождений не может обойти Россию стороной. Однако тотального запрета и не нужно, считает Всемирный фонд дикой природы, поскольку достижение компромисса между промышленностью и экологами вполне реально.

Директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц сообщил газете ПандаTimes: «Академик Николай Павлович Лавёров, почетный доктор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, показал в ходе одного из заседаний нынешнего форума в Архангельске: сделать развитие добывающей промышленности в Арктике более умным и устойчивым возможно. Существует зримый пример Трансаляскинского нефтепровода. Его сконструировали рационально, с большим запасом прочности, предусмотрев смещение трубы на 6 м по горизонтали и на 1,5 м по вертикали. В результате удалось избежать катастрофы даже во время землетрясения в 7,9 баллов в районе нефтепровода в 2002 г.»

Применение оборудования с двойным или тройным запасом надёжности для ведения работ в Арктике – одно из необходимых требований, считает WWF. Также с природоохранной точки зрения важно заранее согласовать отдельные зоны, полностью закрытые для промышленного освоения: как ценные рыболовные угодья, так и места скопления животных, в частности, птичьи базары. Страны-участницы Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) должны выработать единые стандарты по рыболовству, судоходству и добыче сырья в заполярных водах. Для судов необходимо установить нормативы по скорости передвижения, объёму выбросов в атмосферу, следованию заранее согласованным маршрутам, наименее опасным для морских млекопитающих.

Можно рассчитывать на достижение договорённостей по всем этим вопросам уже в ближайшее время, отмечает Алексей Кокорин. Они не только позволят снизить риск для окружающей среды, но и не станут препятствием для экономического развития.

С позицией WWF по разведке и добыче нефти и газа, а также по судоходству в Арктике, изложенной на Международном арктическом форуме в Архангельске, можно ознакомиться на официальном сайте природоохранной организации.

С благодарностью к автору и источнику: Егор Подгорный, ПандаTimes
Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).