Дети и экология: Класс зелёной жизни

Дети, взявшись за руки, изображают атомы кислорода и водорода в молекуле воды, разбиваются на группы, чтобы разработать международную Хартию воды, устраивают подвижные игры, моделирующие броуновское движение и парниковый эффект…

Всё это — неотъемлемая часть работы совместной образовательной программы WWF и компаний «Мултон» и Coca-Cola Hellenic, которая называется «Зелёные классы».

В рамках «Зелёных классов» разработано уже два курса. Один, под названием «Вода — источник жизни», посвящён, как нетрудно догадаться, сбережению водных ресурсов. Второй – «Климат и энергосбережение» — рассказывает об изменении климата и о том, как каждый может помочь. Каждый курс рассчитан на 2 занятия по полтора часа. При этом объём информации, особенно в рамках курса «Климат и энергосбережение», составленного для учеников 8-го класса, впечатляет. Так, дети узнают и про геохронологическую шкалу, описывающую историю земли, и про косвенные методы изучения древнего климата по ледникам и годичным кольцам деревьев, и про ископаемые энергоносители и возобновляемые ресурсы, и про категории энергоэффективности бытовой техники.

Одна из задач преподавателя зелёного класса – показать детям привычные вещи в непривычном свете. Например, все знают, что электроприборы расходуют энергию. А вот может ли потреблять электричество… обыкновенная подушка? Этот неожиданный вопрос призван подвести школьников к серьёзной мысли: у каждого продукта в нашем быту есть целый жизненный цикл, начинающийся ещё на этапе добычи сырья, включающий стадию изготовления. Экологический след предмета надо оценивать, учитывая весь этот цикл. Не стоит забывать, что и подушка потребляла ресурсы планеты, когда для неё выращивали хлопок и шили её с помощью электрической машинки.

«Главная особенность программы – игровая форма подачи материала, позволяющая наглядно, нескучно и эффективно объяснить ребятам такие сложные темы, как климат, ресурсосбережение», — говорит координатор детских образовательных программ WWF России Елена Книжникова. Каждое занятие начинается с игровой разминки: ученики выполняют коммуникативное упражнение, чтобы создать непринуждённую атмосферу доверия и вовлеченности. Чтобы дети разобрались, как выбирать бытовые приборы с низким энергопотреблением и почему стоит искать именно их, проводится ролевая игра «Поход в магазин». Ребята разбиваются на группы – «семьи» по 4 – 5 человек, каждая со своей предысторией и со своими персонажами. Их задача – сообща выбрать «электроприбор», уложиться в определённую сумму «денег», а затем обосновать своё решение, презентуя покупку «коллегам» из других «семей». Наконец, какое же интерактивное занятие без творческих конкурсов? Вот примеры плакатов, которые были нарисованы учениками одной из школ, где проходили занятия – подмосковной Щёлковской гимназии:

Все плакаты

Одна из авторов программы, разработчик методического пособия «Зеленых классов» — координатор образовательных программ московского ЭкоЦентра «Заповедники» Любовь Колотилина. Она рассказала корреспонденту нашей газеты: «Мы не изобрели чего-то принципиально нового. Для нас было важно обобщить опыт, накопленный другими. Ориентировались мы, прежде всего, на отечественный эколого-педагогический опыт, в частности, на итоги работы сотрудников Санкт-Петербургской общественной организации содействия экологическому образованию «ЭкО» (ОСЭКО-СПб), экологических просветителей Дальнего востока и Казахстана. В проекте мы постарались подобрать хорошие ходы, которые позволяют заниматься просвещением, то есть выработкой определённого стиля поведения у людей. Мне кажется, экологическое просвещение даёт возможность популяризировать разные знания, позволяет учащимся самостоятельно прочувствовать, применить и выработать определённые навыки, востребованные в повседневности. В целом, мы стараемся решить общую проблему: донести мысль, что экология – это не просто какая-то наука, а наша жизнь».

Элементы игры не только повышают эффективность усвоения материала, но и развивают у школьников социальные и коммуникативные навыки. «Зелёные классы» помогли разговорить, вовлечь учеников, которые в школе не проявляют никакого интереса к данной теме, отметили преподаватели Щёлковской гимназии. Важную роль во всём этом играет другая ключевая особенность проекта: занятия ведут не профессиональные учителя, а волонтёры – Гиды «зеленых классов». В их числе, в частности, волонтёры WWF, сотрудники компаний «Мултон» и Coca-Cola Hellenic и просветители-сотрудники особо охраняемых природных территорий. Гиды «Зеленых классов» приходят к ребятам не как лекторы, а как друзья и коллеги в общем деле охраны природы.

«Плюс этого подхода в том, что с настоящими учителями у детей всё-таки связаны определённые стереотипы. Волонтёры же могут создать более непринуждённую обстановку, особенно используя интерактивные методики. У нас нет никакой догматики, все участники имеют возможность включить в процесс обучения собственные творческие идеи, например, придумать новые упражнения. Проект живой, чем больше людей в нём будет занято, тем больше он будет наполняться», — говорит Любовь Колотилина. Поскольку просветители-добровольцы, ведущие «зелёные классы» — не профессиональные педагоги, они работают в командах по 4 человека. На одну такую команду приходится обычный класс – 20 – 25 детей.

Прежде чем отправиться к ученикам, добровольцы проходят тренинг. Они получают не только навыки взаимодействия с детьми, знания о базовых педагогических приёмах и методике ведения интерактивных занятий. Просветители обучаются и сами вести экологичный образ жизни. Многим эти знания помогут в повседневном быту – например, чтобы сэкономить электроэнергию и, соответственно, деньги на её оплату. «Формирование экологической ответственности Гидов «Зеленых классов» является одной из основных задач проекта», — отмечает Елена Книжникова.

История проекта связана с сотрудничеством WWF и компаний «Мултон» и Coca-Cola Hellenic, для которых эта программа — часть работы в области корпоративной социальной ответственности. Менеджер по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola Hellenic Екатерина Чертина пояснила ПандеTimes: «В 2009 году, после успешного окончания совместного с WWF проекта по восстановлению популяции зубра, компания «Мултон» решила продолжить сотрудничество с Всемирным Фондом дикой природы, но уже в области экологического просвещения детей. На тот момент у «Мултона» была потребность в реализации интересных проектов для поддержания внутренней коммуникации в компании. Так родилась идея «Зеленых классов», в ходе которых непосредственными участниками экологического проекта становились сами сотрудники — сначала они обучались методам преподавания интерактивных занятий детям, а затем проводили «зелёные уроки» для школьников в свое рабочее время». Корпоративное волонтёрство, по словам Екатерины Чертиной, – важный элемент корпоративно-социальной политики компаний «Мултон» и Coca-Cola Hellenic. Она добавляет: «Наши коллеги из других компаний проявили к проекту большой интерес. Многие уже понимают, что просто дать денег «на благотворительность» недостаточно. Куда важнее проявить живое человеческое участие, например, прийти с сотрудниками к детям и научить их чему-то доброму и полезному».

Любовь Колотилина считает, что важнее всего сделать проект доступным наибольшему количеству людей. «Довольно сложно тиражировать проект, особенно в условиях, когда он является частью программы по социальной ответственности отдельной компании. Сотрудники компании решают задачи в рамках своей рабочей повестки. Но то, что такой интерес есть – уже очень хорошо. Компании «Мултон» и Coca-Cola Hellenic предоставляет нам возможность работать там, где есть её филиалы – это, безусловно, способствует расширению проекта. Наши волонтеры — взрослые люди, обучая детей, обучаются сами и меняют свою жизнь. Для меня это успех».

Опыт «Зелёных классов» уже используют просветители Битцевского лесопарка, парка «Лосиный остров». За прошлый год обученные волонтеры провели занятия для 1800 детей! Все желающие могут скачать методические пособия для проведения занятий на официальном сайте WWF России.

С благодарностью к автору: Аслан Саркисян

Источник: ПандаTimes

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2024 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).