Психология среды как контекст проблемы самореализации личности

Представляя человека как сложную, самоорганизующуюся, открытую в природу, культуру, социум систему, невозможно обойтись без обсуждения проблем взаимодействия человека и его жизненной среды, природной и социальной. Самореализация как форма проявления самоорганизации человека предстает как интегрирующий фактор, с которым связаны решения проблемы выбора жизненных сред и формирования наиболее адекватных жизненных стратегий.

Окружающая среда (среда окружения) большинством исследователей понимается как полный, «исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живет человек, как физических, так и социокультурных» (Дж. Голд, 1990). Эти условия могут способствовать или препятствовать самореализации личности, будучи включенными в многомерный мир человека или оставаясь за его пределами и составляя не просто «фон», но основу, на которой развертывается процесс самореализации. Проблемы взаимодействия человека и среды принадлежат особой отрасли психологической науки, которая, будучи междисциплинарной по своему характеру, пытается охватить системные взаимосвязи человека и его окружения, – экологической психологии.

Одним из самостоятельных направлений экопсихологии является психология окружающей среды, или – в зарубежном варианте — инвайронментальная психология (Environmental psychology). Зарубежные исследователи не раз обращались к разработке модели такого физического окружения человека, которое максимально способствовало бы его «полнейшему и наилучшему развитию» (Д. Саймондс, 1965). Человека при этом не противопоставляли среде, а видели в нем компонент экологической системы (Proshansky, 1976; Cruse, 1978).

Часто такие модели имели гомеостатический характер (Bell, Fisher & Loomis, 1978). Основным связующим звеном между поведением и средой является эмоциональная реакция человека на свое окружение, природное и социальное. М. Черноушек отмечает, что восприятие людьми среды детерминировано основной идеей – идеей организации пространства: середина и окраина, центр и периферия. Это универсальная оценочная координатная система. Обыденное географическое представление, как правило, бывает сконцентрировано вокруг центрального пункта региона. Психологи назвали такой способ ориентации — фокальной ориентацией.

Важно, что восприятие среды обязательно связано с действиями в этой среде. Восприятие среды в значительной мере детерминирует действия человека. Разная среда побуждает к неодинаковым действиям, связанным с ее структурой и функциями. В последнее время формируется еще одно направление исследований в области психологии среды – средовая персонология, изучающая взаимосвязи между личностью и средой. Заложил основы этого направления К. Левин своей концепцией «жизненного пространства», суть которой составляет идея о непрерывном взаимодействии потребностей, мотивации человека и условий среды, способствующих или препятствующих достижению его целей. Среда в трактовке К. Левина является поведенческой средой Коффки, то есть воспринимаемой человеком средой, хотя он не отрицает и влияния объективной среды на поведение человека. Х. Мюррей предложил своеобразный критерий для характеристики окружающей среды – «средовой пресс». Он констатировал, что потребности и личностные характеристики человека наряду со средовым прессом вносят равный вклад в состояние удовлетворенности местом пребывания либо фрустрации от него.

Подчеркнем, что общепринятым итогом многих работ стало утверждение о невозможности описать поведение человека только в категориях психологии личности. Если необходимо прогнозировать конкретные решения и выборы человека, то следует рассматривать также структурные, функциональные и иные характеристики тех мест, в которых он пребывает (Мисчел, 1968, 1973; Бауэрс, 1973). Исследователей давно интересуют проблемы влияния места проживания людей на масштабность их жизни, понимание своей роли в ней и, отсюда – на диапазон активности и особенности поведения. Наряду с понятиями «жизненный мир» Е. Гуссерля, «жизненное пространство» К. Левина, «место поведения» Р. Баркера одним из основных понятий психологии среды является понятие «место проживания», фиксирующее пространственную локализацию человека в окружающей среде. Опираясь на теоретические постулаты концепции «идентификации места» («средовой идентичности») Прошански, «средового соответствия» Стоколса, «местопребывания» Кантера, а также теории «социальной идентичности» Тэшфела и социальных представлений Московичи, психологи делают вывод о том, что идентификация с определенным типом среды есть важнейший компонент образа Я и оснований активного поведения человека.

Фундаментальные методологические принципы отечественной психологии среды реализуются в целом ряде конкретных исследований, доказывающих, что среда, ландшафт, другие характеристики, их разнообразие это — разнообразие людей, типологии личности и даже состояний личности. (Баранов, 1986, Н.Б. Барбаш, 1984, А.В., Н.А. Душков, 1987, И.О. Жибуль, 1983, Т.А. Лебедева, 1983, Б.Ф. Ломов, 1984, В.А. Лось, И.Т. Фролов и др). Наши исследователи также пытаются рассмотреть территории, места как «тексты», без правильной расшифровки которых трудно понять особенности поведения людей в конкретном регионе, специфику их восприятия и оценок места проживания. Сегодня признанной является зависимость масштабности существования человека от места его проживания (масштабность «задается» местом). Жизнь человека полимасштабна, но сам спектр жизненных масштабов различен у людей в зависимости от того, где они живут.

Место, среда проживания человека в любой стране, но в нашей особенно, – это не просто география или пребывание в локальной социальной группе. Пространство иерархизировано, что влечет за собой пространственное неравенство. Территория может выступать признаком, образующим социальные группы вследствие ограниченности и неравномерности размещения ресурсов, их поляризации в определенных городах и точках городского пространства. Это означает, что люди имеют неравный доступ к ресурсам материального и духовного потребления. И раньше, и сейчас жизнь в нашей стране централизована в пространстве, и все дороги ведут в вышестоящие центры. Территория определяет жизненные шансы индивида, влияет на его будущее, на степень экономической свободы, в частности, посредством места рождения и места проживания.

Центр вытягивает из провинций более активных, здоровых и умных людей. При наличии высоких порогов мобильности населения (дифференциация цен на жилье, прописка, безработица) территория становится фактором социальной несправедливости, депривации потребности в самореализации личности. Однако современная действительность ослабила проявления централизации. Статусное и экономическое прикрепление людей к пространству ослабевает. Поведение людей в пространстве изменилось. Для многих главным способом и выживания и обеспечения благополучия стала смена мест. Пространство постепенно приоткрывается. Жизнь и успех человека теперь зависят и от активности в освоении иных мест.

В свете всего сказанного посмотрим на Восточное Забайкалье как место проживания достаточно большого количества людей. Восточное Забайкалье является значимым геополитическим регионом России. Здесь реализуются не просто региональные и общечеловеческие цели, а, прежде всего, геостратегические цели нашей страны. Забайкалье – регион, который с момента освоения выполнял роль буферной зоны – территории уравновешивания, пространственного разделения этносов и государств. Геополитический образ Забайкалья может быть обозначен как «ворота» в Тихоокеанско-Азиатский регион.

Забайкалье обладает значительными, во многом уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Согласно концепции перехода нашей страны к устойчивому развитию, ему, как и всей Сибири, отводится важное место в решении ряда экономических задач. Но по некоторым существенным параметрам Забайкалье относится к проблемным природным и социально-экономическим территориям. Люди, живущие здесь, испытывают на себе воздействие ряда дополнительных (не известных в других местах) неблагоприятных факторов природного и антропогенного происхождения. Специфика региона определяется местоположением, которое во многом обусловливает его особенности.

К основным особенностям относятся:

  • Жесткие климатические условия (сопоставимые по данному показателю с югом Якутии). Забайкалье является дискомфортной для проживания человека территорией. Экстремальный резко — континентальный климат с холодной зимой и жарким летом, большими суточными колебаниями температуры, особые параметры сухости-влажности, другие негативные климатические характеристики делают трудной жизнь людей здесь, требуют от них серьезных энергозатрат, сказываются на здоровье.
  • Налицо такой демографический факт, как большая миграционная убыль населения области. Она в несколько раз превышает естественную. Забайкалье сегодня сильнее, чем другие отдаленные регионы переживает отток наиболее молодой активной и трудоспособной части населения на Запад. Это важно учитывать и потому, что в экономическом отношении Забайкалье является слабо развитым регионом, и это главный параметр его проблемности.
  • Хозяйственное освоение территории складывалось под влиянием комплекса природных, исторических, социально-экономических условий. Читинская область относится к районам переферийного типа, для которых характерна низкая степень экономической устойчивости. Экономическое отставание Забайкалья заметно даже при сравнении с регионами Сибири и Урала, не говоря уже о европейской части России. Низок уровень жизни многих людей в регионе.

Все, сказанное выше, определяет общее сужение диапазона возможностей для эффективного приложения сил, для личностной самореализации молодежи Забайкалья. Сложности с трудоустройством, небольшое число учебных заведений в городе, низкий уровень жизни людей – вот та реальность, с которой сталкиваются выпускники школ и вузов в Чите – столице Восточного Забайкалья. Мы предположили, что депривирующие региональные условия могут обусловить особую направленность устремлений молодых людей, имеющих достаточно интенсивную потребность в самореализации, а именно — готовность к тому, чтобы покинуть Забайкалье (миграционную готовность). Проведенное нами исследование особенностей самореализации 483 выпускников вузов и школ Восточного Забайкалья позволило доказать, что преобладающая часть испытуемых, имея достаточно интенсивную потребность в самореализации, достигает при ее осуществлении лишь низкого и ниже среднего уровней самореализации, то есть уровень самореализации многих людей отстает от степени их потребности в самореализации.

Выявлено противоречие между достаточно сильной потребностью в самореализации у большинства опрошенных и низкой оценкой возможностей самореализации в месте проживания. Корреляционный анализ данных показал, что взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга установленные: недостаточный уровень осмысленности жизни многих молодых людей, невысокий уровень их самореализации и удовлетворенности жизнью, низкоположительное отношение к городу. Генеральным фактором названных проявлений можно назвать депривацию потребности юношей в самореализации. Это и создает основу для возникновения миграционной готовности выпускников. С помощью комплекса методов все показатели миграционной готовности были выявлены у многих испытуемых. Негативные социально-экономические последствия таких установок могут быть очень серьезными и их необходимо исследовать.

Источник: Ишмухаметов Р.Р.
Забайкальский государственный педагогический университет, Чита

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

© 2019 Экологический портал «Зеленая жизнь» - Zelife.ru
Любое копирование материалов экологического портала Zelife.ru допускается только при наличии активной гиперссылки на источник(и).